fbpx Дефектолог
Главная/ Домашние задания/ Дефектолог

Дефектолог

Задание

Задание № 1.

«Запоминание 3, 4 предъявленных объектов»

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: четыре небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их можно спрятать.  Набор карточек с картинками по знакомым ребенку темам («Игрушки», «Продукты», «Животные», «Одежда», «Мебель» и т. д.)

 

Прячьте на глазах у ребенка под стаканчиками три, а затем четыре маленькие игрушки и спрашивайте: «Где машинка?».  Ребенок должен открыть нужный стаканчик, рассмотреть и покатать машинку. Затем снова закройте игрушку стаканчиком и спросите: «Где киса?» и т. д. Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание, но с использованием карточек с картинками. Рассмотрите вместе с ребенком и назовите три, а затем четыре картинки на карточках, сопровождая свои слова соответствующими жестами, а затем переверните карточки на глазах у ребенка и спросите: «Где стул?» или «Где чашка?» и т. д. Ребенок должен открывать нужную карточку.  Подтверждайте правильность выполнения задания: «Да, молодец, это – чашка!»

Задание

Задание № 2.

«Выбор по названию. Размер»

Цель: формирование понятия «Размер».

Оборудование: пирамида из восьмидесяти колец разных размеров. Разберите вместе с ребенком пирамиду и заберите себе все кольца. Затем покажите ребенку два кольца и попросите его: «Возьми большое!»  или «Возьми маленькое!».  Чередуйте просьбы взять большое или маленькое кольцо, пока вся пирамида не будет собрана. (Пирамида оказывается собранной не по порядку). Если ребенок ошибается в выборе, повторите просьбу, подкрепляя свои слова жестом, а затем помогите ребенку взять нужное кольцо.  Сначала используйте кольца, существенно различающиеся по величине, затем, по мере обучения, можно предъявлять для выбора  кольца более близкого размера. В дальнейшем можно предлагать ребенку выбирать самое большое или самое маленькое кольцо сначала из трех, а затем из большего количества колец. Если ребенок научился выбирать нужное из нескольких колец, можно научить его собирать пирамиду по порядку, каждый раз напоминая ему, что он должен взять самое большое кольцо.

Задание

Задание № 3.

«Выбор по названию. Форма»

Цель: формирование понятия «Форма».

Оборудование: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги и квадраты одинакового размера разных цветов. Возьмите две коробки и набор кругов и квадратов (или любые другие пары геометрических фигур). В каждую из коробок положите образец.  Предлагайте ребенку две фигуры на выбор и просите: «Возьми квадрат!» или «Возьми круг!».  Если ребенок правильно выбирает фигуру, подтвердите это: «Да, это квадрат» и попросите положить в коробку с квадратами. Если ребенок выбирает неправильно, можно показать ему образец («квадрат – такой») и еще раз повторить просьбу.  Всего ребенку предлагается выбрать и разложить десять-двенадцать фигур. Когда ребенок научится уверенно выбирать названную фигуру, можно предлагать ему выбирать нужную фигуру из трех предъявленных (при этом образец уже не нужен), а затем искать ее среди большего количества фигур, когда, например, он складывает на место фигуры после конструирования.

Задание

Задание № 4.

«Выбор по названию. Цвет»

Цель: формирование понятия «Цвет».

Оборудование: набор крупной мозаики четырех основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и две коробочки. Также для этого задания можно использовать карандаши, кусочки пластилина, кубики от конструктора и т. д. На  этом  этапе  обучения  используются  четыре  основных  цвета: красный,  желтый,  зеленый  и  синий.  Возьмите две коробки и положите в каждую из них по мозаинке в качестве образца, например, красную и желтую. Затем предлагайте ребенку две мозаинки на выбор (например, одну – красную, как в коробке, а другую – синюю) и просите: «Возьми красную!».  Если ребенок ошибается, покажите ему красный образец.  Если ребенок выбирает правильно, подтвердите это: «Да, это красная» и попросите положить мозаинку в коробку, где находятся другие красные мозаинки. Всего нужно выбрать и разложить 10-15 мозаинок. Когда этот навык будет освоен, можно предлагать ребенку выбирать названный цвет из двух мозаинок тех же цветов, что и образцы. А затем – выбор из трех и большего количества мозаинок разных цветов (образец при этом уже не нужен). Играя в мозаику, вы можете сами выкладывать из нее какую-нибудь картинку, предлагая ребенку находить в коробке и давать вам мозаинки нужного цвета.

Отработка таких понятий, как цвет, форма и размер, требует большого количества повторений и активного включения этих понятий в повседневную жизнь.

Задание

Задание № 5.

«Конструктивная деятельность»

Цель: конструирование по схеме методом наложения.

Оборудование: набор геометрических фигур, включающий треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы разных цветов одного размера и схемы из 2-3 деталей, изображенных в натуральную величину, на которые можно накладывать эти геометрические фигуры.  Такие схемы вы можете нарисовать сами: положите ваши геометрические фигуры на лист бумаги и обведите их толстым фломастером.

 

Положите перед ребенком схему из двух деталей и наложите одну из фигур на схему, показывая ребенку, как это делается. Затем дайте ребенку вторую фигуру и предложите положить ее на оставшееся место. Если ребенок положил фигуру не совсем точно, спросите: «Так нарисовано?» и предложите ее подвинуть или повернуть, чтобы она точно совпала с нарисованной на схеме. Затем дайте ребенку следующую схему из двух деталей и те фигуры, которые на ней нарисованы, и предложите наложить их на схему. Если у ребенка возникают затруднения, помогите ему, обведя его указательным пальцем контур детали на схеме.

Задание

Задание № 6.

«Конструктивная деятельность»

Цель: конструирование по образцу.

Оборудование: набор деревянных кирпичиков (десять штук).

 

Постройте образец из двух кирпичиков, в котором кирпичики расположены в разных плоскостях. Например, диванчик, стул, корабль, качалку, самолет и другие конструкции. Затем предложите ребенку, глядя на образец, построить такой же, например, диванчик. Если у него не получается сделать это самостоятельно, покажите ему, как вы приставляли кирпичики. Если этого окажется недостаточно, помогите ребенку воспроизвести образец, двигая его руками, а затем разрушить постройку и попросить ребенка ее «починить».

Задание

Задание № 7.

«Складывание целого из частей»

Цель: обучение складыванию целого из частей.

Оборудование: набор разрезных картинок, состоящих из трех частей. Картинки должны быть разрезаны в разных направлениях. Это можно сделать самим, наклеив несколько ярких картинок с простым сюжетом на плотный картон и разрезав их на три части кривыми линиями таким образом, чтобы возникала необходимость сопоставлять значимые части картинки. Ребенку легче складывать знакомую картинку, поэтому вы можете добавить разрез на картинке из двух частей, которую он научился собирать раньше, а затем сделать ему новые картинки из трех частей.

 

Покажите ребенку сложенную картинку и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Просите его показывать на картинке различные детали, например: «Это кукла. Где у куклы голова? Где руки? Где платье? Давай погладим куклу. Кукла целая». Затем перемешайте части картинки и предложите ребенку сложить картинку снова. Помогите ребенку, обращая его внимание на сюжет и правильное сопоставление значимых частей картинки. Например: «Смотри! Здесь зайка (часть) и там зайка (часть). Сложи зайку».

Задание

Задание № 8.

«Обучение счету»

Цель: формирование понятий «один», «два».

Оборудование: набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты», три маленькие игрушки и подходящие тарелки для каждой из них.

 

Попросите ребенка дать всем игрушкам тарелки. Затем выложите перед ним три-четыре «яблока» из счетного набора и попросите от имени первой игрушки: «Дай мне два яблока!», сопровождая свои слова жестом «два». Хотя многие дети берут два предмета без пересчета, нужно предложить им «проверить» результат, пересчитав предметы, чтобы они освоили принципы счета. При пересчете ребенок должен брать каждый предмет в руку и, перекладывая его, называть соответствующее число: «Один, два». После того, как ребенок положил два яблока в тарелку, покажите ему яблоки в тарелке и переспросите: «Сколько всего (яблок)?» Ребенок должен ответить «два» или показать жест «два». Можно просить ребенка делать жест «два», показывая каждым из двух пальцев на одно из двух яблок, что дополнительно поможет ему соотнести жест и количество предметов. Затем таким же образом предложите дать один или два «фрукта» другим игрушкам. Когда еда разложена, можно всех покормить.

Задание

Задание № 9.

«Заучивание чисел «1», «2»»

Цель: заучивание чисел «1», «2»

Оборудование: набор карточек с числами «1», «2» или числа из магнитного набора.

На этом этапе можно научить ребенка узнавать числа как графические символы, без соотнесения с количеством. Выложите перед ребенком две карточки с числами «1» и «2», назовите их, а затем попросите ребенка выбрать нужное число по названию: «Дай «1», «Дай «2» с использованием соответствующего жеста.

Задание

Задание № 10.

«Игровая деятельность»

Цель: Самостоятельное выполнение отдельных сюжетно-игровых действий. Сюжетная игра, проходящая под руководством взрослого, включающая в себя цепочку игровых действий.

Оборудование: кукла (или медведь, обезьяна и т. д.), кукольная мебель, посуда, грузовик, кубики. (Куклы и машинки нужны и мальчикам, и девочкам!)

Играйте с ребенком в сюжетные игры, включающие последовательность игровых действий (сварить кашу, покормить куклу, уложить ее спать). Переход к следующему действию осуществляется под руководством взрослого. Взрослые могут помочь ребенку разнообразить сюжеты, вводя в игру те ситуации, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни: пребывание в детском саду, посещение поликлиники, парикмахерской, обычный поход в магазин. Такая игра может быть похожа на маленький спектакль, в котором часть действий выполняет взрослый, а часть – ребенок. Взрослый помогает ребенку выстроить цепочку действий, подсказывая или показывая следующий шаг. Например, игра «утро куклы»: ребенок достает куклу из кровати, взрослый говорит, что кукле надо одеться и помогает ребенку натянуть на нее одежду. Потом взрослый предлагает ребенку умыть, а затем причесать куклу, приготовить завтрак и покормить ее, каждый раз подсказывая, что делать дальше. Таким образом, ребенок осваивает все новые и новые игровые действия и постепенно учится связывать их в цепочки. В сюжетные игры можно также включать те навыки, которые ребенок осваивает в процессе дидактических занятий.

Полезно также разыгрывать с ребенком маленькие кукольные спектакли по сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д. Родители многократно рассказывают и показывают ребенку сказку сначала как кукольный спектакль, постепенно превращая ее в совместную с ребенком игру. Для постановки хорошо использовать обычные плюшевые игрушки, оставляя их ребенку после сказки, чтобы он мог самостоятельно с ними поиграть.

Полезные статьи:

Христианский взгляд на болезни

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Наша миссия