fbpx Логопед
Главная/ Домашние задания/ Логопед

Логопед

Задание

Задание № 1.

  1. «Кораблики»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.

Оборудование: таз с водой, маленькие предметы.

Ход игры:
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование с ребенком: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами (рис.1).

  1. Игра «Где позвонили?»

Цель. Обучение определения направления звука. Развитие направленности слухового внимания.

Оборудование: звоночек.

Краткое описание:

Взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам звонит в колокольчик или стучит. Затем просит ребенка показать направление, откуда доносится звук.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы малыш во время игры не открывал глаза. Звонить надо не очень громко.

3.«Волшебный мешочек»

Цель:  Развитие и активизация речи ребенка.

Оборудование: мешочек, игрушки, различные объемные предметы.

В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытащил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори»  (рис.2)

Задание

Задание № 2.

  1. «Свеча»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.

Оборудование: разноцветные свечки.

     Краткое описание:
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ребенком. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 

  1. Игра «Угадай, кто кричит»

Цель:  Развитие слухового внимания.

Оборудование: игрушки животных.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Взрослый уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а ребенок угадывает, кто это.

Задание

Задание № 3.

  1. «Цветок»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.

Оборудование: Цветок, вертушка, мыльные пузыри и др.

Сделали спокойный вдох через нос, затем спокойный длинный плавный выдох через рот. Дуем на цветочек. Аналогично можно дуть на одуванчики, мыльные пузыри и др.

  1. «Покажи картинку»

Цель: Развитие понимания речи.

Оборудование: картинки, фотографии с изображением знакомых ребенку предметов, игрушек, членов семьи, домашних питомцев, других животных.
Краткое описание:

Ребенка знакомят с картинками и их названиями. Используются картинки/фотографии Подписи к картинкам к картинкам и таблички на данном этапе не используются.

Задание

Задание № 4.

Цель: Соотнесение слов с картинками.

Оборудование: картинки, слова к картинкам.

Ребенка знакомят с двумя видами карточек: карточки с картинками и карточки с написанными словами. Взрослый читает слово и подкладывает карточку со словом к картинке.
Предлагает сделать это ребенку. То есть, ребенок учится подбирать пары: картинка — слово.

Если ребенок различает карточки со словами и подкладывает их к картинкам, можно закрепить соотнесение следующим образом:

Картинки раскладываются на столе вниз изображением и вверх надписью.
Например, используются три картинки: мяч, машина, кошка.
Взрослый просит показать, «где мяч?» Ребенок, ориентируясь на слово, находит и переворачивает картинку изображением вверх.

Рисунок «мяч» подтверждает правильность выполнения. Это похоже на игру «мэмори», но карточку ребенок находит не по памяти, а соотнося услышанное слово с написанным.
Дополнительные упражнения для узнавания и различения карточек со словами: 

Ребенка учат ориентироваться в карточках со словами, то есть находить ее по слову и находить к ней парную карточку. Например, найти карточке со словом «дом» карточку с таким же словом.

Задание

Задание № 5.

  1. Игра «Угадай, что делают»

Цель. Определение действия по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Оборудование: предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Взрослый показывает ребенку приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Ребенок смотрит и слушает. Потом взрослый убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а ребенок по звуку угадывают, что он делает.

 

  1. Работа над фразой.

Цель: Соотнесение фразы с картинкой.

Оборудование: простые сюжетные картинки, таблички со словами.

Краткое описание:

Ребенку предлагают простую сюжетную картинку, например, «мишка спит». Перед ребенком также лежат таблички со словами, например: мишка, кукла, спит, ест и т.д.

Взрослый задает вопросы: кто это?
Ребенок: мишка.
Взрослый. Где написано «мишка»?
Ребенок находит табличку и кладет под картинку.
Взрослый: что мишка делает?
Ребенок: спит. Находит табличку и кладет под картинкой
Далее прочитывается вся фраза: «мишка спит»

Далее фразы увеличиваются до трех и более слов, например: мишка ест кашу.

Задание

Задание № 6.

  1. Игра «Не разбуди Катю»

Цель: Формирование умения пользоваться тихим голосом.

Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Взрослый ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. Нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю.  Спрашиваем ребенка какую игрушку надо убрать в коробку».

Методические указания. Следить, чтобы ребенок говорил тихо, но не шепотом.

  1. «Назови действие»

Цель: Развитие простой фразовой речи.

Оборудование: карточки с предметами, карты для лото.

Краткое описание: Взрослый дает большую карту. Маленькие карточки лежат в коробке или выкладываются топкой картинками вниз. Взрослый берет по одной карточке, показывает ребенку. Ребенок говорит, что нарисовано на карточке. Затем подбирают к существительному глагол, например: «Пчела летит».

Задание

Задание № 7.

  1. Игра «Громко — тихо»

Цель: Учить ребенка менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Оборудование: парные игрушки разных размеров или аналогичные карточки: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Ребенок громко произносят: «би-би». Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Ребенок тихо произносит: «би-би». Взрослый убирает обе машины и говорит: «Сейчас будь внимателен. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний ребенок не переходил на шепот.

Задание

Задание № 8.

  1. «Кто как кричит?»

Цель: Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Оборудование: игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову.

Краткое описание:

Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах ребенок активно использовал звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать ребенку соответствующие игрушки.

  1. Игра «Вьюга».

Цель: Обучение ребенка на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Оборудование: картинка, на которой изображена вьюга.

Краткое описание:

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.  По сигналу взрослого «вьюга начинается» ребенок тихо говорит: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорит: «ууу…»; по сигналу «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкает.

Методические указания. Желательно, чтобы ребенок на одном выдохе произносил звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.

Задание

Задание № 9

  1. Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Оборудование: картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание:

Взрослый начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Ребенок воспроизводит образец ведущего.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

Затем взрослый достает котенка, птицу, птенчика, а ребенок подражает их голосу.

Методические указания. Следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

Задание

Задание № 10.

  1. Рассказ «Песня-песенка»

Цель: Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать ребенка произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Оборудование: игрушки: большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

Краткое описание:

Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой!

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка!

— Мяу, мяу, — спела кошка.

— Твоя очередь, уточка!

— Кря-кря-кря, — затянула утка.

— И ты. Мишка!

— Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Взрослому следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

  1. Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Оборудование: 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Взрослый медленно стучит в бубен, а ребенок ходит как цапля.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно то ходит как цапля, то прыгает как воробей.

Полезные статьи:

Христианский взгляд на болезни

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Наша миссия