Больше фото

 

Идет 7-й день Рождественского поста, и уже сегодня Праздник! Через два дня именины будут отмечать все Александры и Алексии, затем — Катеньки, 13 декабря — Андрюши, 17-го — Вареньки, а 19 декабря сам Святой Николай Чудотворец положит послушным чадам под ёлочки или в носочки сладкие сюрпризы. Ну не пост, а дорога радостей! А иначе и быть не может, так как наш путь лежит к Рождественской пещере в Вифлееме, в которой родился Спаситель. Но за несколько лет до прихода в этот мир Сына Божия, юная Дева Мария вошла в Храм, чтобы исполнить обет, данный родителями.

В детском православном журнале «Ступени» рассказ об этом событии начинается так: «Незаметно пролетели три года после рождения Девы Марии… Они были самыми радостными в жизни Иоакима и Анны. Первые слова, первые робкие шаги малютки Марии — всё наполняло сердца стариков-родителей тихой радостью. А когда Её личико вновь и вновь озарялось милой и светлой улыбкой, они чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете. Но как бы хорошо им ни было втроём, Иоаким и Анна не забывали про своё обещание, данное Господу: они должны отдать Дочь Тому, Кто даровал им Её. И когда Марии исполнилось три годика, Иоаким и Анна решили, что настало время исполнить обещанное. Как было принято в то далёкое время, посвящённых Богу детей отдавали в Иерусалимский храм, где они жили, учились и воспитывались».

Дальше мы узнаём, что семья прибыла из Назарета в Иерусалим, где торжественно, в сопровождении девушек с горящими свечами, Дева Мария была поставлена на первую ступень лестницы, ведущей в храм. И вдруг, всем на удивление, трёхлетняя Мария без труда преодолела 15 крутых ступеней и оказалась перед самым главным священником — первосвященником Захарией. И тут произошло и вовсе невероятное: Захария взял Марию за руку и повёл вглубь храма, в помещение, называемое Святая Святых, — место особого Божия присутствия. А ведь сюда не имели права входить даже священники! Только первосвященник входил во Святая Святых всего один раз в году для принесения жертвы. Вот это и есть ключевые события, которые мы вспоминаем каждый год 4 декабря, именно о них нужно поведать своим детям. А мы пойдём дальше, пытаясь постичь глубину происходящего.

О введении во храм Пресвятой Богородицы мы узнаём не из Священного Писания, а из Священного Предания (это тексты, созданные на основе передаваемого религиозного опыта и знаний). Это так называемое «Протоевангелие Иакова» (глава 7), написанное около 160 года, и второй, гораздо более поздний текст — латинское евангелие псевдо-Матфея (глава 4), датируемое IX веком. Мы знаем, что иудеи были (может и остались) законниками, то есть людьми, которые требуют строгого и буквального следования правилам. Поэтому, такого события, как введение Девы Марии во Святая Святых иерусалимского Храма, не могло быть, потому что не могло быть никогда! Но не спешите уличать кого-либо в обмане и не стремитесь принизить значимость Праздника. Внимательно прочитайте рассуждения митрополита Антония Сурожского из его работы «Беседа о Пресвятой Богородице»: «Речь не идёт о том, что Божия Матерь физически была взята, введена в это таинственное место, речь здесь о том, что когда Она достигла детской зрелости, но такой зрелости, которой мы не знаем, Она вошла во Святая Святых, то есть в область такой глубины Богообщения, в которую не мог погрузиться даже первосвященник, даже освященный. Она вошла в эти глубины и пребывала в них — чистотой, молитвой, приобщенностью к Богу, неразлучным единством с Ним». Ах, как сказано, какая глубина мысли!!! Дева Мария Сама одушевленный ковчег Завета! Она вместила в Себе Невместимое Слово — Сына Божия! И христианская трактовка сюжета с вхождением маленькой Богородицы в Святая Святых может рассматриваться как противопоставление христианской доктрины о благодати слепому выполнению ветхозаветного закона Моисеева, цель которого есть не что иное, как путь ко Христу! «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Евангелие от Луки, 11:52) 

Теперь, поняв, насколько важно именно такое изложение событий великого праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, стоит сказать, что традиционно Введение- это самый детский праздник и он стоит в одном ряду самых детских праздников вместе с Рождеством Христовым. Божия Матерь ещё ребёнок, а в детстве мы все ближе к состоянию духовной чистоты, чем когда-либо ещё в жизни. Вспомните о споре апостолов: «Кто самый больший в Царствии Небесном?». Тогда Христос поставил перед ними ребёнка и сказал: «Если вы не умалитесь, как это дитя, не войдёте в Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:1–4). А ещё праздник Введения называют дверью в Рождество. Пусть и для вашей семьи сегодняшний день станет дверью в православный мир! Зайдите в храм и осените себя крестным знамением перед иконой на аналое, на которой маленькая Девочка поднимается по ступеням во имя спасения всего человечества! Во имя спасения именно вас и ваших детей!

Анна Бодунова.