Больше фото

Уважаемые родители, мы продолжаем знакомить вас с важными понятиями и давать полезную обучающую информацию. Сегодня расскажем вам об артикуляционной гимнастике.

За информацию благодарим Ольгу Сергеевну Большакову, медицинского логопеда-афазиолога Центра абилитации детей «Святитель Лука».

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи — укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Во время выполнения упражнений тренируются мимическая мускулатура, язык, голосовые связки и дыхательная система.

Универсальные упражнения

Могут проводиться при нормальном развитии речи ребенка для ускорения процессов созревания речевого аппарата.

Тренинг показан и при различных видах нарушений речи:

— заикание;

— нечеткое произношение конкретных звуков и слогов;

— общее недоразвитие речи;

— алалия, афазия и другие состояния, вызванные органической патологией головного мозга.

Упражнения для губ

Нужно растянуть губы в улыбке при закрытом рте или так, чтобы были видны зубы, вытянуть трубочкой или округлить так, чтобы получилось кольцо. Выдыхание воздуха через зажатую во рту трубочку не только тренирует губы, но и способствует развитию дыхательной системы.

Также детям может понравиться изображать лошадку, фыркая ртом, а также поочередно заводить верхние и нижние губы под зубы противоположной челюсти.

Комплекс для языка

— нужно облизывать губы (для большего удовольствия можно намазать их вареньем);

— делать из язычка лопату, чашечку, трубочку или вытягивать его вперед;

— облизывать леденец, который взрослый держит то с одной, то с другой стороны рта;

— двигать вверх-вниз, вправо-влево и по кругу как внутри рта, так и снаружи;

— цокать языком;

— «чистить зубы», облизывая их со всех сторон кончиком языка и т.п.

Комплекс для щек

Чтобы укрепить мышцы щек, ребенок может:

— выдувать мыльные пузыри или пускать их через трубочку в стакане воды;

— изображать сытого или голодного хомяка, надувая и втягивая щеки;

— имитировать лопнувший шарик: надуть щеки, закрыв при этом рот, а затем хлопнуть по ним ладошками, чтобы воздух вышел.

Для достижения успеха нужно:

— выполнять занятия не менее 1 раза в день (не чаще 2-3 раз);

— избегать конфликтов и принуждения во время упражнений;

— включать новые упражнения в комплекс постепенно;

— выполнять упражнения перед зеркалом (взрослый сзади);

— контролировать правильность выполнения и помогать ребенку.

— желательно посетить несколько логопедических тренировок у специалиста.