Уважаемые родители, мы продолжаем знакомить вас с важными понятиями и давать полезную обучающую информацию. Сегодня расскажем вам об артикуляционной гимнастике.
За информацию благодарим Ольгу Сергеевну Большакову, медицинского логопеда-афазиолога Центра абилитации детей «Святитель Лука».
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на улучшение качества речи — укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Во время выполнения упражнений тренируются мимическая мускулатура, язык, голосовые связки и дыхательная система.
Универсальные упражнения
Могут проводиться при нормальном развитии речи ребенка для ускорения процессов созревания речевого аппарата.
Тренинг показан и при различных видах нарушений речи:
— заикание;
— нечеткое произношение конкретных звуков и слогов;
— общее недоразвитие речи;
— алалия, афазия и другие состояния, вызванные органической патологией головного мозга.
Упражнения для губ
Нужно растянуть губы в улыбке при закрытом рте или так, чтобы были видны зубы, вытянуть трубочкой или округлить так, чтобы получилось кольцо. Выдыхание воздуха через зажатую во рту трубочку не только тренирует губы, но и способствует развитию дыхательной системы.
Также детям может понравиться изображать лошадку, фыркая ртом, а также поочередно заводить верхние и нижние губы под зубы противоположной челюсти.
Комплекс для языка
— нужно облизывать губы (для большего удовольствия можно намазать их вареньем);
— делать из язычка лопату, чашечку, трубочку или вытягивать его вперед;
— облизывать леденец, который взрослый держит то с одной, то с другой стороны рта;
— двигать вверх-вниз, вправо-влево и по кругу как внутри рта, так и снаружи;
— цокать языком;
— «чистить зубы», облизывая их со всех сторон кончиком языка и т.п.
Комплекс для щек
Чтобы укрепить мышцы щек, ребенок может:
— выдувать мыльные пузыри или пускать их через трубочку в стакане воды;
— изображать сытого или голодного хомяка, надувая и втягивая щеки;
— имитировать лопнувший шарик: надуть щеки, закрыв при этом рот, а затем хлопнуть по ним ладошками, чтобы воздух вышел.
Для достижения успеха нужно:
— выполнять занятия не менее 1 раза в день (не чаще 2-3 раз);
— избегать конфликтов и принуждения во время упражнений;
— включать новые упражнения в комплекс постепенно;
— выполнять упражнения перед зеркалом (взрослый сзади);
— контролировать правильность выполнения и помогать ребенку.
— желательно посетить несколько логопедических тренировок у специалиста.