Мы привыкли, что дети как будто существуют только для того, чтобы их воспитывать и учить, чтобы они слушались старших и во всем им подражали. Но есть вещи, которым и взрослым не мешало бы поучиться у самых младших — у младенцев. Это детская вера, например. Об этом мы и поговорим.
Ближе к Богу
Безусловно, не все из нас пришли (если все-таки пришли) к Богу осознанно и бесповоротно, еще в детстве. Однако неоспоримый факт: нежный возраст наиболее располагает к таким открытиям, что мы все — дети Отца Небесного, а уже потом — своих родителей. С чем это связано?
Во-первых, душа ребенка более чистая и открытая. И уже поэтому она находится ближе к Богу, как нечто Ему сродное. По выражению писательницы Марии Романушко, младенец — это пришелец из вечности. Горний мир открыт для него так же, как научная книга для ученого, поэтому читать по ней он может легко, часто без посторонней помощи.
Во-вторых, дети наш мир воспринимают как тайну, а чудо — как что-то естественное, не нарушающее законы этого мира, его тайны. Другими словами, у них есть тот же восторг и удивлением перед миром как творением Божьим, что и у святых. Вернее, эту святость можно рассматривать как возвращение в состояние духовной чистоты, присущее детям.
В-третьих, детская вера живая и свободная, интуитивная. Она не идеологизирована, словно у взрослых, и «не зашорена». В этом, может быть, и главное ее преимущество и сокровище.
Четвертым же превосходством можно назвать, пожалуй, абсолютное доверие к Богу у детей. Если взрослый человек, к примеру, со временем утрачивает свои доверительные отношения с Творцом, считает, что многое он мог бы сделать сам, без Божией помощи, то у ребенка все не так. Он знает, что без Бога, как и без родителей, он пропадет. Вот почему, наверно, детская молитва и бывает всегда услышана.
Что значит «будьте как дети»?
В Евангелии мы слышим такие слова-призыв: Будьте как дети!. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Эти слова тоже следует понимать правильно, чтобы дать правильное православное воспитание.
Господь вовсе не призывает нас внешне копировать поведение своих чад, не говорит об инфантилизме. Последнее даже является отклонением от нормального психологического развития личности, несоответствием поведения своему возрасту. При инфантилизме человек как бы «впадает в детство», не желает нести ответственность за свои поступки, прикрываясь наивностью и неприспособленностью к жизни. С православной позиции все это осуждается как малодушие и безответственность. Напротив, апостол Павел вот о чем говорит:
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1 Кор. 4:20)
Это значит, что учиться нужно именно простоте детской веры, неопытными быть только на все злое, поврежденное грехом: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Подражать детям можно в беззлобии, незлопамятности, прямоте. Они не умеют лицемерить и человекоугодничать, как мы, и еще очень много чего плохого делать не умеют — не научились.
Однако если взрослый человек достигнет такой чистоты духовной, как у ребенка, он окажется выше младенца, поскольку то, что последнему дано без труда и усилий, взрослый обретет, пройдя много испытаний. И только с такой верой можно достигнуть Царствия Небесного, иного пути нет: Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. (Лк. 18:16).
Как приобщить чадо к храму?
Традиционно процесс воцерковления ребенка соотносят с тем моментом, когда дети и родители вместе начинают ходить в храм на богослужения. Но само представление о храме и, конечно, религиозное мировоззрение должно начинаться с дома, с семьи. Если соответствующей атмосферы взаимопонимания и любви чадо не найдет здесь, то и с православным воспитанием тоже можно не торопиться. Иначе все это выльется только во внешнюю форму благочестия, заимствованную у родителей.
Если же дома будет царить нормальная христианская атмосфера, то и проблем с походом в храм не должно возникнуть. Ребенку просто будет интересно быть там, где и его родители. По своему же устройству храм изначально особенно привлекателен для детей. С юмором писал об этом богослов Александр Шмеман:
Я могу долго объяснять вам, почему в нашем храме это так, а это — вот так. Я могу часами разъяснять вам смысл каждой детали нашего облачения, смысл каждого литургического жеста и слова. Но я скажу кратко: детям это нравится!
Примечательно, что и Спаситель также сказал: Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10:14). То есть именно «не запрещайте», а не «заставляйте». Душа ребенка изначально стремится сюда, она чувствует здесь себя как бы в своей стихии. Но, однако, надо понимать, что молиться, да и просто стоять на одном месте долго и внимательно малыш не будет.
Поэтому опытные священники советуют брать детей в храм лишь на столько времени, сколько они могут спокойно выдержать, никого не отвлекая от службы. Это тоже часть православного воспитания: ведь тогда и у дитя по отношению к церкви и богослужению не выработается какой-то отрицательный рефлекс. Если же поход в храм всегда будет ассоциироваться у него с радостью и праздником, то это поможет избежать многих проблем и в будущем.
И еще один очень важный момент: родителям категорически не рекомендуется далеко отпускать от себя своих чад. Дети и родители должны стоять вместе, чтобы не отвлекать других молящихся. Если же сами мамы сильно огорчаются из-за того, что не могут по этой причине подольше задержаться на службе, то вот, что отвечал на это святой Алексий Мечев: Твой ребенок — это твой Киев и твой Иерусалим. Вот твое место молитвы и твое место Богослужения — твой ребенок.
Разговор о вере
Как же родителям следует говорить со своими чадами о вере? Очень аккуратно и ненавязчиво. Важно понимать, что от правильного православного воспитания зависит, возможно, вся последующая жизнь самого дорогого вам человека. При этом нужно понимать, что опытно дети знают о Боге больше, чем взрослые, в этом смысле их вера более реалистична, чем наша. Сами разговоры о ней, особенно если они ведутся неумело, могут очень сильно навредить.
Поскольку дети — народ весьма любознательный, то лучше всего дождаться, когда младенец сам о чем-нибудь вас спросит, а спросит непременно. Правильными ответами на детские вопросы проще всего будет сформировать православное мировоззрение младенца. А вот насильно навязывать свои взгляды и убеждения не стоит, это может только сильно навредить и оттолкнуть ребенка от Бога.
Детская молитва и молитва о чадах
Что касается домашней молитвы, то к ней можно применить то же правило, что и к церковной — главное, определить меру. Детская вера простая и непосредственная. Возможно, иногда достаточно просто научить ребенка не забывать, что он всегда находится в присутствии Бога, научить его, в первую очередь, благодарить Господа за все.
К молитвам, очевидно, нужно прибегать самым простым и понятным, не обременять чадо большим молитвенным правилом. Конечно, если вся семья совместно молится, то и ребенок рано или поздно захочет в этом принять участие, если его не заставлять. Сами родители, безусловно, тоже должны молиться за детей — это очень действенный «инструмент».
Однако не всегда все нужно перекладывать на волю Божию, необходимо и непосредственное родительское вмешательство в процесс православного воспитания. Мамы и папы сами должны почувствовать: в каких случаях должны действовать они, а в каких лучше предоставить это дело Богу.
Главное — не навредить
В качестве заключения можно сказать одно: взрослым есть чему учить, и есть чему учиться у своих чад. В этом смысле дети и родители воистину являются неразделимыми частями Тела Христова, которые не могут обойтись друг без друга. В вопросе же детской веры старшим следует быть весьма осторожными, чтобы не расхитить уже заложенное в младенческой душе сокровище. Наверное, важнее в этом деле сохранить и, по возможности, дать расцвести этому богатству, чем насадить что-то свое, формальное, внешнее, догматизированное, сухое.
Автор Мария Чижова