«Упрощает жизнь родителей, и вселяет уверенность в завтрашнем дне!» — так говорят про учебно-тренировочную или эргоквартиру родители ЦАД «Святитель Лука». Сегодня мы расскажем и покажем, как проходят здесь занятия.
Сложить вещи, подогреть поесть, застелить постель – эти бытовые навыки очень легки для обычных людей. Но особенным деткам они даются непросто, а родителям зачастую не хватает сил и времени, чтобы хорошо обучить им детей. В нашем центре всему этому дети учатся в специальном кабинете, который оборудован под квартиру. О работе в ней с детьми рассказала наш эроготерапевт, специалист по реабилитационной работе, Оксана Александровна Ярцева:
«Занятия в тренировочных квартирах – один из способов помочь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психофизического развития и другими патологиями в полной мере овладеть социально-бытовыми навыками и обслуживать себя самостоятельно. Таким образом, практика в эргоквартирах призвана обеспечить не только удовлетворение основных жизненных потребностей детей, но и повысить уровень их независимости, в том числе способность выбирать и принимать взвешенные решения».
Неприспособленность к самостоятельной жизни – одна из главных проблем, с которой по мере взросления сталкиваются дети с ограниченными возможностями, рассказала Оксана Александровна. До 18 лет с ними всегда находятся родители, опекуны или сотрудники медицинских учреждений. Все это приводит к тому, что ребенок не получает никаких бытовых навыков (или получает их очень мало), не привыкает к трудовой деятельности и не умеет выстраивать социальные связи вне привычной обстановки.
«Моя задача — обучить ребенка выполнять повседневные дела: посещать туалет, мыться, чистить зубы, готовить еду и так далее. Все действия выполняются максимально натурально. Находить какие-то новые подходы, индивидуально каждому ребенку, для переодевания, пересаживания с коляски на кровать или стул. Во время занятий специалист должен следить за тем, как дети выполняют все действия. Иначе есть риск, что ребенок будет использовать не те группы мышц, что-то может не получаться и вредить.
Занятия проходят интересно и результативно. Например, ребенок учится готовить и потом ест своё блюдо или приносит домой и угощает своих домочадцев. Так он чувствует результат своей работы, и родители тоже. Все полученные навыки ребенок затем будет использовать в повседневной жизни», — отметила Оксана Александровна.
Содержательный и очень душевный отзыв об эргоквартире дала Татьяна Гушан, мама Матвея Чернецова:
«1 сентября 2022 года в «День знаний» для моего «особяшки» открылись двери в Центр абилитации детей «Святитель Лука» — нас приняли в 1 класс! «Особяшка» — мой сын Матвей, ему 10 лет. Как и положено ученику первого класса выдали расписание уроков, в котором появился предмет с незнакомым для меня названием «эргоквартира». За все время реабилитации, которое длится уже девятый год, мы с Матвеюшкой никогда ничего подобного не встречали. Как оказалось позже, в этом ее ценность! Центров сейчас много, но далеко, очень далеко не в каждом есть такая эргоквартира, такой чудо-кабинет, интересный класс! Из названия понятно, конечно, что это какая-то особенная квартира! Особенным деткам — особенная квартира! Чем так важна и зачем нужна эргоквартира и почему у нее такое название, я узнала от классного руководителя, почитала в интернете.
Суть происходящего там — это реабилитация-восстановление и развитие различных бытовых навыков жизни, которые особенные детки в силу своих заболеваний не могут освоить, либо осваивают с трудом.
Какие это навыки? Одеваться и обуваться, застелить за собой кроватку, готовить простую и сложную пищу, есть вилкой и ложкой, доставать нужные вещи и продукты с полок и из шкафчиков, холодильника, умываться, чистить зубки, причёсываться, принимать душ, стирать, убирать квартиру, посещать туалет и так далее.
Именно эти простые и обычные дела для деток нормы часто кажутся недоступными для «особяшкек». Так как в квартире есть учебная кухня, то в компании одноклассников и педагогов можно легче и быстрее развить навыки, связанные с приготовлением пищи, обработкой продуктов, использованием бытовой техники, уборкой на кухне, хранении и т.п.
В эргоквартире есть спальня, в ней можно отрабатывать навыки самообслуживания в кровати, перестилания постели, уборки в комнате и т.п. Есть даже туалетная комната для обучения навыкам гигиены! Умывания лица и рук, чистки зубов, принятия душа, посещения туалета. Эти навыки детям не преподают в школе! Они не формируются после приема таблеток! Умение выполнять повседневные дела мы незаметно тренируем в течение жизни в собственной квартире. День за днём, с утра и до позднего вечера, набравшись терпения, родители особенных деток стараются научить их элементарным вещам. Терпения не всегда хватает, бывает опускаются руки. Отрадно, что в центре есть эргоквартира! Отрадно, что мой ребёнок может в ней закреплять навык полученный дома, убрать за собой посуду и вымыть руки после обеда, и(или) развивать навык, который ещё не освоили в стенах дома! Мы с Матвеем, например, потратили не один год на то, чтобы научится причесываться, чистить зубки, надевать правильно носочки. Для меня, как для мамы, ценность эргоквартиры в том, что находясь под присмотром специалистов, Матвей может освоить такой навык, как погладить бельё, например. Дома я не могу с ним этому научиться, просто потому что боюсь. Возможно, это излишняя тревожность, что ребёнок обожжется, но для меня это опасно.
Одним словом — я рада, что нам представилась возможность реабилитации в течение года, получать помощь эрготерапевта пока редкую в России. Ведь именно самостоятельность особенного ребёнка в обычной повседневной жизни упрощает жизнь родителей, вселяет уверенность в завтрашнем дне!
С благодарностью, мама-Таня».