Больше фото

Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, ты русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!
Славься, славься из рода в род,
Славься, великий наш русский народ!
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази безпощадно могучей рукой.
Слава, слава героям-бойцам,
Родины нашей отважным сынам!
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
Того никогда не забудет народ.
Будь жив, будь здрав
Весь наш край! Ура! Ура! Ура!

Хор «Славься» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» — один из неофициальных символов России. Слова либретто менялись вместе с непростой судьбой нашей Родины. Эта опера — целое событие в истории русской музыки, она — первая русская опера без разговорных диалогов.

Спектаклем «Жизнь за царя» 27 ноября 1836 года открылся заново отремонтированный Большой театр в Санкт-Петербурге (сейчас это здание Петербургской консерватории).

Двор присутствовал почти в полном составе во главе с императором Николаем I. В зале были Жуковский, Пушкин, Вяземский, Одоевский, Кольцов, Крылов, Виельгорский, молодой Иван Тургенев.

Шли годы. Официальное открытие Новосибирского государственного театра оперы и балета было запланировано на 1 августа 1941 года, однако состояться ему суждено было 12 мая 1945 года. В тот день прозвучала опера М. И. Глинки, которой по идеологическим причинам изменили её первоначальное название на «Иван Сусанин».

Почему сегодня, в День народного единства, мы говорим об этой опере? Потому что и опера, и дата праздника связаны с одним и тем же событием: с окончанием Смутного времени, изгнанием из Московского Кремля польско-литовских захватчиков Вторым ополчением осенью 1612 года.

Во главе ополчения стоял князь Дмитрий Пожарский, который взял с собой образ Казанской Божией Матери. Чаще при описании этих событий используют фразу: «Во главе с Казанской иконой Божией Матери ополчение штурмом взяло Китай-город».

Думаю, что и сам князь сказал бы именно так, ведь в честь победы и в знак благодарности чудотворной иконе Казанской Божьей Матери князь Пожарский за личные средства построил у края Красной площади Казанский Собор. По указу князя Пожарского день 22 октября по старому стилю (4 ноября по новому) стал праздником в честь Казанской иконы Божьей Матери в Москве, а с 1649 года празднование стало всероссийским.

Ну, вот мы и подошли к разговору о самом чудотворном образе.
Давайте воспользуемся информацией с православных сайтов и обратимся к началу истории. Это произошло в Казани в 1579 году, и само это событие было связано с трагедией: незадолго до явления иконы, буквально за месяц, по городу прошёл большой разрушительный пожар.

Более того, как отмечают историки, трудно было в тот момент найти город, который бы меньше подошёл для обретения святыни: большая часть населения в нём исповедовала ислам, сама Казань всего только за 27 лет до этого вошла в состав Русского царства. Тем не менее, обретение иконы произошло именно здесь.

Согласно преданию, в поиске Своего образа давала наставления Сама Богоматерь. Она начала являться во сне девятилетней дочери стрельца царского войска Матроне, повелев ей найти икону на месте сожжённого дома.

Девочке долго не верили, однако Богоматерь вновь и вновь приходила к ней во сне. Вот как описывает это событие участник событий священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай (впоследствии Патриарх Московский Гермоген, в Смутное время уморенный поляками голодной смертью и прославленный в лике священномучеников в 1913 году), искали икону большое количество людей во главе с архиепископом и воеводой, но нашла её сама Матрона— образ лежал завёрнутым в сукно, погружённый в пепел. Обретение Казанской иконы произвело столь сильное впечатление на царя Ивана Грозного, что он распорядился построить на этом месте церковь и монастырь.

Его распоряжение выполнили, и вскоре в Казани появился знаменитый Богородицкий девичий монастырь. А икону стали особо почитать и установили в её честь первый памятный день — 21 (8) июля 1579 года. С обретенной иконы стали делать списки.

И вот один из таких списков в 1611 году присоединившаяся в Ярославле к ополчению группа из Казани передала князю Пожарскому.

После окончания Смутного времени Казанский образ считался помощником и заступником России в периоды войн. Перед ним молилась о победе русская армия в 1709 году накануне Полтавской битвы, перед ним же молился и генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов в 1812 году перед отбытием в действующую армию на борьбу с Наполеоном.

Возможно, не случайно, что именно 22 октября или 4 ноября по новому стилю Наполеон потерпел своё первое поражение после ухода из Москвы — в истории оно известно как битва под Вязьмой.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что в 1721 году именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября (4 ноября по «новому стилю») перед списком с Казанской иконы, который ныне находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга и так же почитается как чудотворный, царь Петр I был провозглашен Императором. Так что русская империя родилась в день Казанского образа.

Где же сейчас эти иконы: та, которую в Казани нашла Матронушка и та, с которой Второе ополчение одержало победу над поляками? Долгое время они считались утраченными…

И вот однажды, в 2002 году икону Казанской Божией Матери передал в дар Русской Православной Церкви и лично Патриарху Алексию II московский коллекционер Сергей Воробьев.

А 4 ноября 2023 года во время богослужения в Успенском соборе Патриарх Кирилл неожиданно показал икону Казанской Божией Матери, которую нашли в складском помещении Патриаршей резиденции в Переделкине. Подлинность древней иконы была установлена экспертизой, ее датировали 1580 годом, до этого образ считали искусной подделкой. Образ, который возглавил ополчение, явил себя именно в то время, когда в душах наших соотечественников зазвучали строки В.А. Луговского и мелодия С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!».

Что же касается Казанской времён Ивана Грозного, то история ее поисков достаточно хорошо известна. В 1904 году в ночь с 28 на 29 июня по старому стилю её украли из Богородицкого женского монастыря вместе с образом Спасителя.

Глава шайки грабителей Варфоломей Стоян (под чужим именем — Чайкин, в старое время был такой разбойник в Казанском крае) во время процесса сознавался лишь в том, что присвоил драгоценный оклад от иконы. А когда Стоян уже сидел в тюрьме, он давал противоречивые показания: то говорил, что икону сжег, то заявлял обратное. Но пока величайшая Святыня не явлена нашим современникам. Будем молиться и уповать на заступничество Царицы Небесной.

Нам надо прилагать все силы, физические и духовные, чтобы, как встарь, одержать ещё одну победу над врагами, но сначала мы должны стать народным ополчением, готовым ценой жизни защищать свою Родину.

Анна Бодунова.

P.S. Вернусь к началу разговора, к премьере оперы «Жизнь за царя». В споре с современниками о сюжете оперы Балакирев дал следующий ответ: «Вы говорите, что Сусанин не должен был спасать Михаила. Нет! Его надо было спасти, лучше московское царство, чем польское иго… Если бы нас поляки покорили, нам был бы вечный капут, всё обратилось бы в католичество, заговорило бы по-польски и тогда прощай Русь, она бы никогда не воскресла бы больше…»