Какие игрушки помогут запуску речи у ребенка? Нужно покупать развивающие игры или подручные средства и предметы быта нам в помощь? Сегодня об этом рассказывает Анна Николаевна Миронова, логопед, дефектолог, нейропсихолог Центра абилитации детей «Святитель Лука» в рубрике «Ответ эксперта».
Количество детей, имеющих задержку речевого развития, неуклонно возрастает с каждым годом, рассказывает Анна Николаевна. Для формирования речевых навыков детям требуется значительно больше упражнений и времени. Эта работа ведется на протяжении всего периода дошкольного детства и имеет свою специфику в раннем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Для детей полутора-трёх лет важно создание условий для активизации самостоятельной речи, стимуляция появления первых слов и фраз.
Направления работы с неговорящим ребенком по активизации, или, как сейчас говорят, «запуску» речи всегда включают развитие общей и мелкой моторики, развитие артикуляционной моторики, работу над пониманием речи и сенсорное развитие.
Учитывая, что неговорящий малыш большее время проводит дома, в семье, то большую помощь в старте, в развитии речи ребенка могут оказать сами родители. Может быть, я вас удивлю, но, практически, любая подручная вещь в доме сможет превратиться в предмет, помогающий вашему малышу заговорить.
Например, возьмите пластиковую бутылку с водой, бросайте туда разноцветные бусины, пуговицы, мелкие игрушки из киндер-сюрприза или пластмассовые буквы и произносите при этом вместе с ребенком любой звук (А, И, У, П-П-П, Т-Т-Т, Ф-Ф-Ф) или слог (та-та-та, ма-ма-ма, ко-ко-ко).
Можно взять пипетку или большой шприц, набирать воду, окрашенную краской, капать или переливать в одноразовый прозрачный стакан и при этом произносить короткие слова «кап», «лей», «оп» и т.д.
Возьмите гофротрубу длиной, примерно метр, или любую другую. Бросайте туда разные предметы (мячики, пластмассовые фигурки животных) и имитируйте звук, который они издают. -Ко-ко бах! Киса бах! Га-га бах! Бе-бе бах! и т.д. Прежде чем ребенок бросит игрушку в трубу, он должен повторить за вами или сам произнести звукоподражание. Так же для этого упражнения можно взять простую картонную коробку и просто вырезать в ней отверстия.
Для развития понимания речи можно взять фонарик и фигурки животных и разных предметов, издающих звук. Разложите несколько предметов на столе, выключите свет, дайте ребенку фонарик, попросите его посветить на собачку и произнести, как она говорит. (колокольчик, дудочку, мышку, курочку). Сами обязательно произносите звукоподражания, давая ребенку образец для повторения.
Можно взять большую и маленькую плоские тарелки, перевернуть их. Развивая ритм, по маленькой тарелке стучим кулачком, по большой — ладошкой, затем можно постепенно добавлять количество тарелок и менять их линейное расположение. При усвоении предыдущего этапа задание можно усложнить: стучим и произносим звуки – большая тарелка — «О», маленькая — «А». Это же упражнение можно выполнять применяя большие и маленькие ложки, ложки и вилки и т.п.
Для развития крупной моторики берем стельки для обуви или комнатные тапки. На бумаге с липким краем нарисовать или просто приклеить на малярный скотч разные картинки. Разложить на полу. Например, большие стельки для ног, маленькие для рук. Соответственно, картинки могут быть парными у больших и маленьких стелек. Можно дать задание пройти из точки А в точку В только по маленьким (или большим) стелькам. При этом ребенок произносит, кто или что изображено на картинке. Стельки (тапки) можно переставлять во время игры, можно поставить дорожку: один большой, два маленьких. На маленькие наступаем левой-правой ногой, на большой-обеими. Шагаем, параллельно что-нибудь проговариваем. Или параллельно выполняем программу для рук (хлопок, руки на пояс и т. п.). Также можно насыпать в глубокую миску фасоль или гречку, закапывать или искать фигурки с проговариванием.
Очень-очень полезный предмет в доме для игр с ребенком, как ни странно, это менажница. С этим предметом можно выполнять несчитанное количество упражнений. Сортировать предметы по признакам: цвет, размер, живое-неживое, съедобное-несъедобное и т.д. Забивать пластилиновые гвозди молотком, при этом произнося слоги или звуки. Выкладывать пластиковые крышки от бутылок по цветовому или размерному правилу. Запоминать ряд предметов (положили, посмотрели, закрыли платком, повторили). Игра «Что под платком?» – на ощупь узнавать предметы, называть их или как они звучат. Игра «Что я спрятала?» — положить 3-4 картинки, посмотреть, запомнить; ребёнок закрывает глаза, убираем одну картинку или накрываем кубиком. Можно задавать моторную программу для одной или двух рук, или пальцев. Например, правая ладошка в первое окошко, а левая в третье. Мизинец левой руки в первое окошко, а указательный палец правой руки в четвёртое. Можно предложить ребёнку расположить маленькие предметы в окошках на ощупь. Но необходимо учитывать, что алгоритм действия довольно сложен. Ведь сначала ребенку придётся на ощупь выбрать нужное окошко, а потом поставить в него предмет. Можно взять мелкие камешки и просить их раскладывать, каждый раз меняя инструкцию: положи в первое окошко, положи в крайнее левое окошко, положи в последнее окошко, положи в окошко не с краю, положи в окошко в середине.
Даже если у вас есть только карандаш и ручка можно придумать много игровых комбинаций: показываем ребенку ручку – говорит «а» и хлопает в ладоши, показываем карандаш – говорит «о» и топает ногами; карандашом стучит по столу три раза, ручкой – два; закрыть глаза и угадать предмет; угадать в какой руке у вас предмет, затем поменяться ролями; катать ручку руками, карандаш – ногами; держать карандаш губами, удерживать губами под носом; следить глазами внимательно за движением ручки или карандаша, не поворачивая головы; повторить стук карандашом то количество раз, сколько постучали ручкой, соблюдая паузы и т.д.
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка.
Без многократного повторения не будет результата, многое зависит от упорства и целенаправленности взрослого. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка. Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
В завершение я ещё раз хочу напомнить, что многие сложности с развитием речи легче предупредить, чем устранять. Поэтому, слушайте внимательно своих маленьких собеседников и сверяйтесь время от времени с нормами развития речи, в заключение отметила Анна Николаевна.