«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).
Наш земной путь – это дорога на Небеса, к вечной жизни с Богом. Но пройти её не так-то просто, поэтому Наш Спаситель, пребывая во плоти среди людей, научил и показал, что нужно делать…
Православная церковь празднует 19 января двунадесятый праздник Крещение Господне или Богоявление.
Иоанн Предтеча (т.е. идущий впереди) проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Иисуса Христа. После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах, троекратно погружая их в воды Иордана. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришёл сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22). Именно в этот момент людям явились три ипостаси Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Поэтому Крещение имеет второе название – Богоявление.
Итак, перенесемся в наши дни. Вода освященная в Крещенский Сочельник (18 января) и в праздник Богоявления (19 января) называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня. Дух Божий сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом. И вот здесь важно «не расплескать» благодать, не действовать дерзостно и бездумно. Речь идет о традиционном погружении в прорубь.
Никакие грехи смыть с себя невозможно! Не нужно рассказывать, что после проруби словно второй раз родились, или второй раз крестились, и все грехи смылись.
В Символе Веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. И всякий православный человек знает, что грех смывается только в Таинстве Крещения при троекратном погружении в воду, а также в слезах покаяния в Таинстве Исповеди.
Но, увы, кто из нас не поддавался искушению окунуться в ледяную Иордань, а потом ещё с гордостью поведать всем о своём «подвиге». Праздник не в кураже и лихости, а в приготовлении к дальнейшему пути! Так Спаситель после Крещения удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2).
Так что в эти дни Господь дает нам Святыню в помощь преодоления душевных и телесных недугов. Что же касается частоты употребления Крещенской воды, Святитель Лука говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».
Давайте не будем в храме у емкостей со святой водой толпиться, шуметь, толкаться, а будем смиренно ждать очереди на получение Святыни, держа в памяти евангельские слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»!!!
Бодунова Анна.