Дорогие родители, мы продолжаем посвящать вас в термины и методики, с помощью которых мы работаем с вашими детьми. Сегодня Ольга Сергеевна Большакова, медицинский логопед-афазиолог Центра абилитации детей «Святитель Лука» рассказывает о Матрице коммуникации.
Матрица коммуникации — это методика оценки, позволяющая точно определить, каким образом ребенок общается, и определить дальнейшие цели развития коммуникативных навыков.
Матрица общения подходит людям всех возрастов, чьи коммуникативные способности находятся на ранних стадиях развития. Коммуникативные навыки, охватываемые Матрицей, развились бы у типично развивающегося ребенка в период от рождения до 24 месяцев.
Коммуникативная матрица учитывает все виды коммуникативного поведения, в том числе «альтернативные и дополнительные» формы коммуникации (АДК) и досимвольную коммуникацию (жесты, мимику, взгляд и движения тела). С ее помощью можно определить уровень развития коммуникативных навыков неговорящих детей (детей с РАС, с сенсорной и сенсомоторной алалией, с ТМНР, с интеллектуальной недостаточностью и пр.).
Матрица общения НЕ подходит тем, кто уже пользуется какой- либо формой языкового общения бегло и по существу.
Существует семь уровней развития коммуникации:
Уровень 1: Ненамеренное поведение
Уровень 2: Намеренное поведение
Уровень 3: Нестандартное общение
Уровень 4: Стандартное общение
Уровень 5: Конкретные символы
Уровень 6: Абстрактные символы
Уровень 7: Язык.
С учетом уровня развития коммуникации ребенка специалист может принять решение о введении альтернативной коммуникации. Если ребенок невербален, нужно вводить дополнительную коммуникацию, а не ждать пока он заговорит. Работа только над произносительными навыками с неговорящими детьми не является эффективной и должна вестись параллельно с работой над коммуникацией. Важно отметить, что дополнительная коммуникация не препятствует, а способствует развитию речи.