Больше фото

В педагогике используется термин «точка удивления» — это такой момент урока, когда поглощенная информация способствует взаимопревращению сознания в мышление, а мышления в сознание. Профессионал обязательно будет использовать соответствующие методы, чтобы избежать банальной реакции слушателя «в одно ухо влетело, в другое  вылетело». В данном случае наш пятиминутный разговор будет выглядеть не более чем ликбез, однако, не теряю надежды на то, что мне удастся побудить читателя к размышлению, потому что нас всех эта история касается…

 Итак, 25 февраля Неделя о мытаре и фарисее – первое из четырех воскресений подготовки к Великому посту. Стартуем сразу с «точки удивления»: почему неделей назван праздник, охватывающий не период, а один день? Потому что в Церкви воскресенье по-прежнему называется по-славянски неделей, так как в этот день люди не работают, то есть «не делают», подобно Создателю, отдыхавшему на седьмой день творения мира. Этот день люди должны посвятить Богу. А привычное нам понятие неделя в Православии называется седмица (Светлая Седмица, Сырная Седмица). Фарисей – представитель общественно-религиозного течения Иудеи, для которого было самым важным строгое исполнение всех предписаний закона. Мытарь – сборщик податей (налогов). Мытарь откупал право на сбор, поэтому взимал с людей большие суммы, соответственно люди считали его притеснителем. А теперь познакомимся с притчей, сказанной Господом: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14).  Родные, о нас ведь написано! Кулаком себя в грудь и понеслось: да я член партии!, у меня депутатская неприкосновенность!, я уважаемый человек, «с Пушкиным на дружеской ноге!». Или вот, из современного: у меня десять миллионов подписчиков, а тебя вообще никто не знает! А ещё дипломы, грамоты, кубки на видном месте, фотографии награждений в соцсетях, чтобы никаких сомнений о личных заслугах ни у кого не появилось. Даже у Бога! Он вообще, за то, что я такой хороший мне должен (здоровье, богатство, счастье, уважение в обществе и т.п)!!!

Фарисействуем, господа, значит.. А вот и нет! Перечисляя свои добрые деяния, фарисей говорил не о разовых поступках, он так жил годами, а посты того времени предполагали не ограничение в пище, а полный отказ от еды и питья два раза в неделю. А самое главное, что фарисей благодарит Бога за то, что Он сделал его таким! Положа руку на сердце, кто из нас способен вести подобную жизнь?  Говорить о том, что мы мытари, не смеющие «поднять глаз на небо» вообще будет дерзостью. Покаяние мытаря – это душащий, разрывающий стыд, упование не на прощение, а на милость Создателя. Тогда где же о нас? О нас и для нас всё Евангелие! Предлагаю вам прочесть статью Марины Журинской «Фарисей как герой нашего времени» в журнале «Фома», опубликованную в мае 2012 года. Там среди множества Евангельских цитат есть упоминание о покинувшем человека бесе, который потом решил возвратиться: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других, злейших себя, и, войдя, живут там» (Евангелие от Матфея глава 12).

Наша задача не в инвентаризации собственных добрых дел, и даже не в волевом изменении себя к лучшему, а в наполнении себя благодатью, в выстраивании (если можно так сказать) качественных отношений с Богом. И здесь без Церкви никак не обойтись! «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф 21:13) А все рассуждения по поводу того, что «у меня храм в душе, поэтому в церковь я не хожу» — это заблуждения. В душе, не наполненной Божьей благодатью, общага бесовская, а не храм. Поэтому всем нам желаю искреннего покаяния и молитвы мытаря. А дипломы и благодарности пусть в папочке полежат. Боже, будь милостив ко мне грешному!

Марина Журинская. Фарисей как герой нашего времени.

Анна Бодунова