Это не традиция, не чья-то прихоть, не медицинская рекомендация, не жёсткое ограничение в качестве наказания – это возможность приблизиться ко Христу, быть с Ним, возможность искоренить грех, взращённый нами (а кем ещё!) в своей бессмертной душе.
С 12 июня по 11 июля у православных христиан Петров пост.
«Пост узаконен в раю, — писал святитель Василий Великий. — Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания». Вообще-то воздержание великая вещь! Ему противопоставляется распущенность, вседозволенность, отсутствие дисциплины, потакание своим страстишкам. А тут раз — и воздержание! Главное сделать выбор, а Господь не оставит, поможет не оступиться!
Как ещё понимать суть поста? Об этом пишут на православных сайтах, в журналах, где можно уловить общую мысль, изложенную в русской пословице: «Сытое брюхо к учению глухо». Но гастрономические ограничения не есть главная составляющая поста: чистота души, стремящейся к покаянию — вот что важно. Некая генеральная уборка души, в проведении которой есть свои правила.
Вот некоторые из них:
-не сквернословить
-не завидовать
-не ссориться
-ограничить развлечения
-уделять время близким
-читать духовную литературу
-посещать Богослужения.
То есть исключить всё, что удаляет нас от Бога. О том, что физический пост должен находить свое выражение в духовно-нравственном улучшении человека, устами пророка Исаии говорит Сам Господь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6-8).
А теперь несколько слов о названии поста, который завершиться празднованием памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостолы были призваны на служение Христу и Церкви по-разному, однако по Преданию Церкви оба окончили свою жизнь мученически – во времена правления императора Нерона (I век по Р.Х.) апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел – обезглавлен мечом.. Согласно церковному преданию, святые апостолы Пётр и Павел приняли мученическую смерть в один день — 12 июля (29 июня по старому стилю). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: Римском, Карфагенском. Однако есть мнения, например святителя Димитрия Ростовского, что день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра. О том, что казнь Петра предшествовала казни Павла, сообщает Блаженный Августин.
В любом случае, каждый из нас подведет свои итоги прохождения поста в Апостольский праздник. И какими они будут… Очень хорошо пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».
Анна Бодунова.