Через 70 лет после его кончины, 19 июля с великим трепетом и тор-жеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых при деятельном участии и даже по настоянию Святого царя Николая II, лично почитавшего Саровского старца.
Казалось, что прославление преподобного Серафима никогда не будет предано забвению, а мощи – поруганию. Тогда многое казалось незыблемым, несокрушимым, вечным. Шёл 1903 год.
Не ко всем святым мы испытываем такую любовь, какую можно переживать только в детстве, когда в нашем сердце живет непоколебимая вера в то, что родители простят, защитят, утешат. Так и сейчас, несмотря на возраст молящегося, мы уповаем на заступничество преподобного Серафима, называя его батюшкой! Мы вечные дети Отца Небесного, постоянно ошибающиеся, думающие, что никто не замечает наших дурных поступков и горько-прегорько плачущие, когда осознание содеянного становится невыносимой ношей. Батюшка Серафим Саровский дан нам Господом в утешение и для вразумления. Сам же Святой знал о своей посмертной участи и дал нам знать о том:»И ты не гляди, что теперь Дивеево, батюшка, скажу тебе; тогда Дивеево будет Диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеево и понесут его, с одной стороны, Ангелы и Херувимы, а с другой — дивеевские сироты! Много в Сарове почивает святых, батюшка, а открытых мощей нет, никогда не будет, а у меня же убогого Серафима в Дивееве будут!»
Итак, хронология событий:
1902–1903 годы – освидетельствование всечестных останков преподобного Серафима и принятие решения о причислении его к лику святых.
17 декабря 1920 года – вскрытие мощей.
21 августа 1921 года – закрытие мощей.
5 апреля 1927 года – повторное вскрытие мощей и увоз их из монастыря. Дата считается днём закрытия Саровского монастыря.
Затем мощи выставляются для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 года, когда Страстной монастырь был взорван. Больше нам ничего не известно… История сделала очередной виток, и пришло время переосмысления. В музее истории религии и атеизма что располагался в Казанском соборе, в начале 90-х сотрудники проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на рукавичке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Кроме этой надписи, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания. Дальше были комиссии, работа историков и священного Синода. В итоге1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
Когда посещает душу смущение, связанное с безответным вопросом о том, как святые допускают осквернение своих мощей, мы можем опираться на слова профессора Ивана Михайловича Андреева: «Издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые».Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.
Анна Бодунова