Говоря о космосе, вопросы «зачем и куда лететь?» интереснее рассуждений «на чём лететь?». Но большинство космических экспедиций объединяет одно задание: найти следы воды на других планетах. Вода – обязательное условие жизни, это первоэлемент всего земного бытия. «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою», — это 2 стих из первой главы Бытия. Преподобный Ефрем Сирин (IVв) в трактовании этих строк обращает наше внимание на то, что «бездна вод сотворена в то же время», что и земля. И каждый год 19 января Духом Божиим освящается вся водная стихия на нашей планете! И тут люди начинают…задавать вопросы: когда воду набирать, после вечерней службы 18-го, или после освящения 19-го, а зачем освящать 19-го, если освятили уже 18-го, а в церкви брать или дома из-под крана (ведь вся вода в этот день освящена)? Чтобы ответить на эти вопросы, зададим встречный: «А зачем вам святая вода?» Но ответа зачастую не слышно: кто с канистрами нервничает и балагурит в очереди в одном из храмов, кто с молодецким уханьем ныряет в прорубь. Давайте поговорим обо всём по порядку, чтобы не «выплеснуть вместе с водой ребёнка».
Для нас с вами Святки проходят в дни между Рождеством Христовым и Крещением (от звезды до воды), а в реальности между этими событиями прошло 30 лет. Через какое-то время после рождения Иисуса Христа, царь Ирод, дрожа за свою власть, повелел умертвить всех младенцев мужского пола от рождения до двух лет. Ангел возвестил об этом Святому Иосифу Обручнику, и тот спас Богоматерь и Младенца, найдя убежище в Египте. В это же время Святая Елизавета с сыном Иоанном, который на полгода старше Иисуса, пряталась в пещере в Синайской пустыне. Через семь лет Елизавета умерла, и Иоанна Предтечу воспитывали ангелы. Он вышел к людям проповедовать о Христе в году 28-29-м. В грубой одежде из верблюжьей шерсти, подпоясанный кожаным ремнём, Иоанн был не просто проповедником, а передавал людям волю Бога, так как был исполнен Духа Святаго будучи ещё во чреве матери (Евангелие от Луки 1:15). Иудеи шли на берег Иордана, чтобы послушать пророка и приготовить себя к пришествию Мессии через омовение в водах реки, которое было символом покаяния и веры. Зачем же к Иоанну пришел Христос, ведь он не нуждался в покаянии? Обратимся к строкам статьи «12 вопросов о празднике Богоявления», опубликованной в журнале «Фома» в 2013 году. Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует. Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно — освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения. Теперь всякий, над кем оно совершается, незримыми ниточками соединен с Богом, Который пришел в мир ради спасения каждого из нас.
А ещё, Своим погружением в воды Иордана, Господь освятил их, преобразив водную стихию вновь в стихию жизни. Поэтому крещенскую воду называют Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня. Накануне праздника Крещения Господня Крещенский Сочельник. Вода освещается 18 января и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами. Существуют разные объяснения тому, почему воду освящают два дня, мне же хочется сказать несколько слов лишь об одном из них. Недавно я прочитала, что в 1892 году обозреватель «Московских ведомостей» писал, что многие хлопотали о билетах на праздничное Рождественское богослужение в домовые храмы (они принадлежали различным учреждениям) из-за переполненности в городах всех остальных церквей. Из этого я сделала вывод, что и на Крещение освященной воды попросту всем не хватало (нужно учитывать, что и водопровод был не везде), вот и приходилось ещё раз тем же Великим чином освящать воду на сам праздник Крещения.Пришло время поговорить о Богоявлении. Крещение и Богоявление празднуются в один день, так как и сами события на реке Иордан произошли в одно время. Первое название говорит об омовении Господа в водах Иордана, а второе возвещает о том, что людям была явлена Новозаветная Троица: Бог Сын — Иисус Христос, Бог Дух Святой в виде белого голубя, Бог Отец гласом своим свидетельствовал о благоволении к Сыну Возлюбленному. Богоявление — это именно крещенский праздник, несущий очень важную идею того, что без принятия Таинства Крещения человеку спастись невозможно. Что касается традиции погружаться в прорубь в этот день, то предлагаю прейти по ссылке, где два года назад в статье упоминалось об этом https://vk.com/med_center_svluka?w=wall-196223775_548
А напоследок строками статьи «12 вопросов о празднике Богоявления» расскажу об использовании Великой Агиасмы. Крещенскую воду принимают внутрь, ей также можно окроплять лицо и жилище. Пьется она, по традиции натощак (хотя церковный устав не воспрещает принимать крещенскую воду по мере надобности) и обязательно — с молитвой и верой. Как и у всякой другой святыни, цель употребления крещенской воды — внести в обыденную жизнь сакральный элемент и на вещест вен ном уровне приобщить человека божественной реальности. Ведь человек состоит не только из души, но и из тела, и матери альная природа тоже участвует в процессе богообщения. Храни всех Господь! С праздником Крещения Господня!
Анна Бодунова
