Больше фото

Вам нравится засыпать под шум дождя? Согласитесь, размеренный стук вагонных колёс успокаивает и постепенно убаюкивает. А помните, когда будущий малыш толкался и ворочался внутри мамы, стоило маме начать ходить и ребенок, словно в колыбельке, затихал и прекращал озорничать?

На всех нас действует закономерность распределения звуков и движения во времени, а это не что иное, как ритм. Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах, как биение сердца и дыхания, смена дня и ночи, чередование времён года. Доктор педагогических наук Теплов Борис Михайлович в своей работе «Психология музыкальных способностей» наделил чувство ритма не только моторной, но и эмоциональной природой. А исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что отсутствие чувства ритма может быть вредным для здоровья, а вот хорошее чувство ритма может помочь в изучении иностранных языков.

Несомненно, ритм – это сложная мозговая деятельность, включающая анализ, планирование и координацию движений. Чтобы повторить последовательность и удержать её, от мозга требуется немалая концентрация и включенность в процесс. Упражнения на развитие чувства ритма запускают третий блок головного мозга (всё детально и основательно написано о мозговых блоках в работах основоположника нейропсихологии Александра Романовича Лурия), который отвечает за функции контроля, планирования поведения. Так что без активации этих структур ребенку будет сложно писать, читать, удерживать внимание и выполнять свою деятельность от начала до конца, не отвлекаясь. Позволю себе напомнить, что в третьем блоке находится центр Брока, работа которого обеспечивает моторную организацию речи (управление мышцами лица, языка, глотки, челюсти..).

В своем вступлении я попыталась кратко обосновать актуальность развития чувства ритма в процессе ре/абилитации, как необходимого звена в цепочке достижения поставленной цели. Этим мы как раз и занимается на музыкотерапии в Центре абилитации детей «Святитель Лука». «Мы» написано не случайно! Дело в том, что музыкотерапия, это не просто воздействие на эмоции и чувства человека музыкой, ведь музыкальный вкус определяет область личных предпочтений, в которой не уместны вмешательство и коррекция, так как это очень личное. Музыкотерапия – это взаимодействие с человеком! Это совместная работа педагога и ребенка, в которой музыка, если можно так сказать, является методическим пособием. Музыка посредник, лекарство, инструмент, и подбирается она музыкальным терапевтом в тех дозах, которые дают результат.  

Совсем не хочется погружать читателей в теорию, однако, чтобы подкрепить свой рассказ официальной информацией для появления доверия к происходящему на занятиях Музыкотерапией, я назову концепцию, которую использую и по которой прошла обучение: DIR/Floortime (Флортайм, т.е. время в игре проведенное на полу), автор — профессор Стенли Гринспен. В свою очередь, методика опирается на теорию привязанности Джона Боулби. Я ещё нахожусь в процессе изучения и погружения в эти концепции, но то, что не противоречит моему православному мировоззрению и не лишено здравого смысла — сразу беру на вооружение.

Сама аббревиатура DIR расшифровывается так:

D /Developmental/ — развивающий

I (Individual Differences) — индивидуальные особенности

R (Relationship-Based) — построение отношений.

Резюмирую всё следующими словами: подстраиваясь под ребенка, становясь для него самой интересной игрушкой, мы развиваем его внутреннюю мотивацию к общению и начинаем вести за собой.  Музыкотерапия применяется для коррекции эмоциональных отклонений, отклонений в поведении и коммуникативных затруднениях, а также при исправлении двигательных и речевых расстройств. Только в августе этого годы наш Центр попробовал включить в курс абилитации музыкотерапию. И мне уже хочется поделиться маленькими историями, которых с каждым днём становится всё больше…

Этому мальчику 9 лет.  В кабинете он сидит на корточках лицом к углу, пальчиком водит по полу, словно играет с невидимой соринкой. Малыш что-то мурлычет себе под нос. Никакие игрушки, погремушки, предложения посмотреть интересный мультфильм не способны завладеть хотя бы крошечной частью его внимания: меня в мире мальчика просто не существует. Тогда я сажусь на пол рядышком с ним, легко, но ритмично похлопываю его по спине и начинаю «подпевать» еле слышным звукам. В какой-то момент меня осенило: «Так это же Стинг!!!» Я запела чуть громче — мальчик посмотрел мне в глаза. Я встала, начала танцевать, и ребенок выпрямился в полный рост, дал мне в руки и мы танцевали вместе! Every Breath You Take – Каждый Твой Вдох!

А другой ученик не в силах совладать с мышечным спазмом, который делает его в глазах несведущих просто силачом, но на самом деле он не может разжать руки, однако стоит только зазвучать молитве в исполнении женского хора одного из монастырей, и чудо происходит: тело ребенка становится податливым, окаменение отступает. А девочки, которые приходят на первое занятие маленькими сердитыми колючками уже на второй встрече превращаются в нежные розовые бутоны, которым чтобы расцвести нужен  только внимательный уход. Много чудес происходит на наших встречах.

Рассказывать хочется долго, детально, называя имена, большие и маленькие успехи наших детей! Они молодцы и у них многое получится, если помочь. Вот только хочется обратиться к родителям от имени детей за помощью! Нет, никто не сомневается, что вы посвящаете им любовь, время, всю свою жизнь!  Но вы часто проходите мимо того места, где действительно вам и вашим детям может быть оказана помощь. Вы ходите в Центр абилитации детей «Святитель Лука», как в большую процедурную, но вы не обращаетесь к Врачу!!! Зайдите в здание напротив и обретите то знание и ту силу, которые помогут вам и вашим детям. Как именно это может помочь? Вам придется найти ответ самим, а я завершаю беседу словами из песни (речь ведь шла о знакомстве с музыкотерапией) группы Наутилус Помпилиус «Прогулки по воде», в которой апостол Андрей просил Спасителя открыть секрет, как можно ходить по воде. Вот что ответил всем нам Господь Иисус Христос:

Видишь там, на горе, возвышается крест

Под ним десяток солдат, повиси-ка на нём

А когда надоест, возвращайся назад

Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной!

Храни вас всех Бог! И помните, что «Господь не допустит испытаний, которые были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его преодоления» (1 Коринфянам 10:13).

Анна Бодунова, педагог про православным основам и музыкотерапии.