Больше фото

Христос воскресе!

И пусть никого из нас в трудную минуту не оставляет это пасхальное приветствие, ведь жизнь победила смерть и теперь каждый, покинувший этот мир, вновь воскреснет! Сейчас идет Светлая Седмица — время радости, приёма гостей, милых подарков и веры в то, что всё-всё будет хорошо! А ещё мы все ждём победоносного завершения СВО, но есть семьи, в которых ждут «когда уж надоест всем, кто вместе ждут», это те, чьи мужчины на фронте. Помолимся за наших защитников, за их ратный подвиг, за их семьи! Нам кажется, что это далеко и вообще это не с нами происходит, однако всё намного ближе, так как мы россияне и все радости и беды нашего Отечества —  радости и беды каждого из нас. Так и Господь близок к нам, несмотря на то, что мы далеки от Бога. Спаситель был распят за грехи всего человечества, чтобы у нас была возможность войти в жизнь вечную. «Никто жизни у Меня не берёт – Я её свободно отдаю» (Ин.10:18)

«Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…», — эти слова из послания патриарха Алексия I прозвучали 6 мая 1945 года. И уже через сутки, в ночь на 7-е мая подписан первоначальный акт фашисткой Германии о капитуляции, а в ночь на 9-е уже его окончательный вариант. О развитии событий, предшествующих этой Пасхе Победы, интересно написано в статье «МКRU» за 2020 год «Пасху в 1945-м отмечали по-особенному: отслужили даже в бывшем концлагере» (далее отрывок из статьи). Из служебной записки, направленной 25 апреля 1945 года под грифом «Совершенно секретно» И. В. Сталину: «Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР полагает целесообразным, по примеру 1942-1943 и 1944 гг., допустить ночную пасхальную службу в церквах Москвы и других городах, объявленных на осадном и военном положении, и, в связи с этим, разрешить беспрепятственное хождение по городу в ночь с 5 на 6 мая сего года…».  Вождь в итоге согласился. На исходе 3 мая, то есть за двое суток до праздника, в Кремле дали «добро» на проведение ночной пасхальной службы. Более того, на многих предприятиях, в организациях и учреждениях были объявлены нерабочими не только сам воскресный день 6 мая, но и предшествующая ему страстная суббота 5 мая (а ведь страна-то еще жила в условиях тотальной мобилизации сил для ведения военной кампании!).

Пасха 45-го совпала с днем памяти святого Георгия Победоносца. Сегодня этот праздник первый в Светлой Седмице, а образ самого святого Георгия является геральдическим знаком нашего Отечества более 600 лет. Год назад я уже рассказывала о подвиге Георгия Победоносца, о его непреклонной вере в Христа и мученической смерти. Самих истязаний я не упоминала, но поверьте (и проверьте в житийной литературе), они были запредельно жестокими. Лучше рассмотрим иконописный образ Святого. Ведь всем нам он известен как всадник, поражающий змея. Всадник со времён античности – это триумфатор, победитель. В христианской традиции всадник-змееборец одерживает духовную победу, поэтому икона свидетельствует о триумфе веры. Если всё-таки обратиться к народному творчеству, то сюжет нам повествует о спасении царевны, которую решили принести в жертву чудовищу, а Георгий (Егорий Храбрый) её спас. Процитирую литературную концепцию сюжета: «Встречаются краткие и подробные изводы «Чуда». Давайте присмотримся к образу. Святой Георгий не сразу убил змия, наводящего ужас на жителей города близ сегодняшнего Бейрута. Покорив чудище силой молитвы, он пронзил копьем его гортань. Спасенная царевна связала змия поясом и отвела в город. Потрясенные жители, видя это, уверовали во Христа, а Георгий Победоносец убил чудовище. В православном понимании, змий — это образ страстей, девица — душа, похищаемая из града — цельной человеческой личности, родители царевны- разум, который не может ничего сделать со страстями. И лишь обращением ко Христу, через помощь и по молитве святых, душа может избавиться от власти греха, то есть обуздать свои страсти. Эти смысловые акценты отражены в развернутом иконографическом изводе».

Добро побеждает зло – это непреложная истина! И вновь мне хочется обратиться к статье про Пасху в концлагере, потому что в этой истории передана вся сила веры людей, оказавшихся в аду при жизни, и не сломленных духом! Дай Бог и нам всем так верить!

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие от Иоанна — также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру! Христос Воскресе!

Анна Бодунова

«Пасху в 1945-м отмечали по-особенному: отслужили даже в бывшем концлагере» https://www.mk.ru/social/2020/04/18/paskhu-v-1945m-otmechali-poosobennomu-otsluzhili-dazhe-v-byvshem-konclagere.html