Больше фото

На вопросы отвечает диакон Андрей, клирик храма св. Иоанна Предтечи что на Пресне, профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.

— Отец Андрей, чем православное понимание Пасхи отличается от неправославного? Почему на Западе главным праздником считают Рождество, а для всех православных именно Пасха – “праздников праздник и торжество из торжеств”?

— Для нас очень дороги слова апостола Петра: “Мы спасены воскресением Иисуса Христа”. То есть то, что происходит в связи со страданиями Христа – это путь к Пасхе, это средство, но это не главное. Главное не в том, чтобы еще одна боль появилась в мире, в данном случае боль Христа. Вот с западной точки зрения получается, что именно страдания Христа собою в глазах Бога заслоняют грехи всего человечества. И поэтому боль Христа и есть то, что оказывается выкупом, который удовлетворяет божественную жажду правосудия. И поэтому, видя страдания Христа на кресте, Бог нас прощает.

Православие не приемлет такую юридическую холодную схему по сути бухгалтерского учета, зачета чьих-то грехов, страданий. Для православия важнее органическое переживание всех этих событий. Человек скорее заболел. Грех не столько вина, не столько преступление, нарушение закона какого-то, сколько рана и болезнь души. И вот для того чтобы эту болезнь нашу врачевать, а имя этой болезни то, что мы смертны, то, что у нас коррупция тления, коррупция распада и смерти вошла. И вот для того чтобы ее преодолеть, для этого сам Бог вовлекается в нашу человеческую плоть, и затем как бы пережигает в Себе ее, проводя через распад, для того чтобы восстановить в изначально чистом виде. Обычный образ у восточных святых отцов такой, когда, скажем, кузнец делает меч, и вдруг в него откуда-нибудь с потолка падает какой-то кусок извести, в результате качество металла теряется, затем, для того чтобы исправить меч от этой порчи, которая в нем оказалась, меч надо переплавить. И конечно во время этой переплавки он перестанет быть мечом. Он растечется и потеряет свою изначальную форму, но затем он вновь в нее вернется, но уже в очищенном состоянии. Вот так вот православие понимает события страданий Христа и его воскресение. Страдание – это добровольное вхождение в смерть не ради того, чтобы умилостивить Бога, а ради того, чтобы пересоздать вот это тридневие смерти, чтобы в него пересоздать и перестроить человечество и уже затем воскрешенное, пасхальное человеческое естество Христа в Причастии раздать всем православным христианам.

— Батюшка, как подготовиться духовно к встрече праздника Пасхи?

— В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: “у людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои”. Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота – это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница – это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин по возможности весь день должен провести в храме в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что вообще-то это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас.

— Отец Андрей, помните ли вы первую вашу Пасху, сознательно отмеченную? Как и когда это было?

— Это было в 1983 году. Тогда, я не помню, в том году или в следующем, я пробовал строго очень поститься, так, чтобы в Великую Пятницу и в Великую Субботу вообще ничего не есть. Но, честно говоря, в итоге оказалось, что я начинаю смотреть на часы в ожидании, когда же будет Пасха. И тогда ожидается Пасха ради удовлетворения желудка, а не ради духовной радости. Поэтому я бы просил на этом моем печальном опыте, чтобы может другие избежали бы подобного искушения. Надо все-таки вдумываться, ради чего мы ждем праздника, ради чего мы считаем часы и минутки, оставшиеся до этой радостной ночи. Ради того, чтобы побыстрее сесть за стол или же ради того, чтобы прославить Христа Воскресшего.

— На Пасху приходят очень много не церковных людей, даже неверующих, в Храмы. Как им объяснить кратко, в чем смысл праздника Пасхи, чтобы до них это как-то дошло?

— Есть песня Владимира Высоцкого, где есть слова: “коридоры кончаются стенкой”. Так вот Христос – Тот, Кто вышиб эту стенку. То есть жизнь отныне кончается не тупиком, смерть оказывается дверью, а не стенкой. И можно пройти через пространство смерти, войдя в вечную жизнь. Вот это и означает Пасха.

— Что бы Вы пожелали читателям – церковным и нецерковным – в дни Святой Пасхи?

— Церковным людям я бы пожелал подольше сохранить пасхальный дух, дух радости, чистоты. А нецерковным людям я бы пожелал найти пути к тому, чтобы пасхальная радость христиан стала бы и вашей радостью.

Полный вариант статьи по ссылке.