«Итак, третий выход нашей героини!». Завывание студийного зала, аплодисменты, дежурные слова восхищения под подаренный букетик, а то и пара слезинок сверкнёт в свете софитов. Весь маскарад будет сопровождать словесная окрошка из заверений, что сейчас, после столь удачного преображения жизнь женщины непременно станет счастливой, полной волнующих событий и т.д и т.п. Но суть такова, что толстые останутся толстыми, старые – старыми, некрасивые – некрасивыми, а нелюбимые таким примитивным способом никогда не смогут стать для того единственного целым миром. Просто сменили фантик, назвав это преображением. Что ж, пушкинское «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!» для некоторых людей становится осознанным выбором. Пустое. Суетное. Бессмысленное. Не за этой мишурой мы пришли в этот мир!
Истинное Преображение произошло на горе Фавор, когда Господь через своих учеников приоткрыл человечеству тайну бытия нашей сущности при переходе в вечность.
19 августа двунадесятый праздник — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Что такого необыкновенного случилось тем днём, что Церковь особо чтит и празднует это событие? Господь знал о предстоящих Ему страданиях, знал, что ученики Его люди верные, но всё же люди, которые могут пасть духом, когда придёт время разлуки с Ним, поэтому давал им укрепление в вере. За несколько дней до похода в Иерусалим, Господь, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. На вершине Христос преобразился перед ними и «просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф17:1-2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка – «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:30-31). Следует обратить внимание на то, почему с Господом беседуют именно эти пророки: Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на Небо живым. Их явление, пишет Иоанн Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
А сейчас позвольте позаимствовать из православного источника рассуждения о Фаворском свете. Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника!!!
Апостолы, оказавшиеся свидетелями Преображения, пережили столь сложную гамму чувств, что единственным выводом со стороны может быть утверждение, что это было самое упоительное переживание в их жизни, чему доказательством служат слова Петра: «Наставник! Хорошо нам здесь быть!» (Лк 9:33).
P.S. В Преображении Христос открыл себя как Бога, и нас преображение, то есть «изменение формы» ожидает после кончины. В общем выбор за каждым, что и как менять в себе: быть вознагражденными сиюминутными аплодисментами или воссиять в Царствии Небесном.
Анна Бодунова