Больше фото

В марте 2023г. благодаря комплексной субсидии Минсоцразвития в Центр абилитации детей «Святитель Лука» были приобретены высокотехнологичные средства альтернативной коммуникации (АДК). Также в мае в ЦАД прошёл семинар по АДК для специалистов центра. Сегодня мы расскажем, каких результатов нам удалось добиться в работе с детьми благодаря применению этих средств.

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – это различные средства общения, которые заменяют или дополняют устную речь. АДК включает символы, устройства, технологии, стратегии – все инструменты, поддерживающие детей и взрослых, которым трудно общаться с помощью устной речи.

АДК становится основным средством общения для детей с аутизмом и церебральным параличом, синдромом Дауна, различными физическими и ментальными нарушениями здоровья. Применение систем АДК помогает им поддерживать связь с близкими и сообщать о своих потребностях.

Вспомогательные средства АДК – это: коммуникативные доски и доски выбора, коммуникативные книги и экраны, клавиатуры и алфавитные таблицы, электронные устройства и мобильные приложения.

«В нашем Центре детям подбираются средства АДК индивидуально, и они меняются с ростом и развитием ребенка, — рассказала Ольга Сергеевна Большакова, медицинский логопед-афазиолог ЦАД. — Так Довари Дильмурод начинал с общения кнопками-звоночками еще год назад, теперь он уверенно коммуницирует при помощи взгляда, направленных вокализаций и осваивает высокотехнологическое АДК — айтрекер.

Святцев Илья, после интенсива в нашем центре активно использует на занятиях предшкольной группы общение при помощи карточек PECS на планшете, жестовую коммуникацию и начинает пользоваться отдельными словами в речи».

«Иваненко Дмитрий (5 лет) с помощью коммуникативного планшета первый раз составил предложение с просьбой попить воды, — рассказала Юлия Сергеевна Демидова, логопед ЦАД. — С этого момента у ребенка стала формироваться обращенная речь. До этого он разговаривал сам с собой, либо отражал то, что слышал по телевизору или в игре по телефону.

Монохин Егор по просьбе мамы начал посещать занятия для игры на ноутбуке. Использовались коммуникативные игры. После каждой игры мы составляли предложения о том, во что играли. Егор после нескольких занятий написал фразу: «Хочу сам!», чем очень удивил и маму и меня. Дальше наше общение складывалось больше на эмоциональном контакте, мы стали отрабатывать моторное планирование для дальнейшего письма».

«Маленькие ученики группы кратковременного пребывания детей с ТМНР Черепанова Полина, Пугачев Илья, активно осваивают коммуникативные кнопки для общения со взрослыми, — также рассказала Ольга Сергеевна. — Следует отметить, что эффективность средств АДК любого плана зависит от семьи, если в быту родители активно пользуются подобранным средством, не «угадывая» желания ребенка, то зачастую ребенок плавно переходит к общению звуками и отдельными словами. АДК подталкивает ребенка к собственной речи!».

Это прекрасные результаты, и мы продолжим применять средства АДК для наших деток. Следите за нашими новостями!