Сложно начать говорить о том, что является главным событием в истории человечества! Где найти такие слова, чтобы всем без вопросов стало понятно, что Воскресение Христово — это победа над смертью?!
Без этого события не было бы нашей спасительной веры, не помогли бы «звёздное небо над головой и нравственный закон внутри…», без Христа ни о какой нравственности вообще не могло бы идти речи. Смерть, проникшая в мир через Адама, была побеждена смертью принявшего на Себя все грехи человечества Сына Божия. Так и поётся в пасхальном тропаре (краткое песнопение, в котором раскрывается сущность церковного праздника): «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Вся неделя, предшествующая Пасхальным торжествам, называется «Страстная седмица». Страсть — это страдание. Каждый день этой недели наполнен воспоминаниями о страданиях Христа, и мы должны по мере наших человеческих сил пройти этот путь вместе со Спасителем. Всего одна неделя в году без праздничных гуляний, телевизионных шоу, социальных сетей, неделя, похожая на режим тишины во время спасательных работ МЧС, и в этой тишине мы неожиданно можем найти самих себя и понять, с Господом мы или нет.
Сейчас ещё раз на мгновение вернёмся в Вербное воскресенье. Я предлагаю вашему вниманию слово на праздник Входа Господня в Иерусалим архимандрита Тихона (Шевкунова, ныне митрополит Симферопольский и Крымский): «Господь сейчас входит в Иерусалим, в Свой город, для того чтобы вступить в битву со смертью. С чьей смертью? Со смертью каждого из нас — с вашей, с моей, со смертью каждого из людей. Вступить в битву и победить. Ведь смерть — это не одномоментное событие, когда человек переходит из этой жизни в некое совершенно непостижимое ему состояние. Прекращается то, что называют биологической жизнью. Смерть продолжается и дальше. Это — только начало смерти, то, чему мы с вами бываем иногда свидетелями, — смерть наших близких или каких-либо других людей. Это — только начало. А дальше она продолжается уже в иной жизни. И насколько она страшна и печальна, когда мы видим ее воочию здесь, бесконечно больше она ужасна, когда продолжается в духовном мире, когда смерть охватывает не только тело, но и душу. Все мысли, всё то, что составляет душу человека: его чувства, устремления, опыт громадный, который он накопил за свою жизнь, всё то, что мы даже и не подозреваем, содержится в человеческой личности, — всё начинает подвергаться страшному разрушению и тлению». Действительно, мы всё время чем-то заняты, барахтаемся в паутине суеты, запутываясь в ней всё сильнее, а нужно встать в своем сердце перед очами Божьими, а нужно встать в своем сердце перед очами Божьими, с благоговейным трепетом помышляя о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (1 Ин. 3:16). Так мы должны были пройти эту Страстную Седмицу. И тогда (возможно… хотелось бы…) для нашей души Христово Воскресение действительно станет Светлым!
Чтобы не разрушать многоглаголанием сакральность произошедшего, я воспользуюсь статьей епископа Александра (Милеанта; 1938–2005): «Теперь вкратце вспомним главные события, связанные с воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.
Несмотря на праздник, в субботу утром, первосвященники и книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день воскресения Христа. Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1 Пет. 3:19)».
Братья и сестры, теперь мы празднуем Пасху каждую неделю: в нашей стране даже во времена воинствующего атеизма не смогли отменить у выходного дня названия «Воскресенье». Но сейчас время сугубой всеобщей радости! Христос Воскресе!
Анна Бодунова
