Больше фото

Мария, одна из моих учениц, лет восемь назад подарила мне сборник своих стихов «Время стирает всё…». Я тогда посчитала название нарочито трагичным, а вот моя мама сказала, что Маше в трёх словах удалось выразить всю сущность земной суеты. Сейчас, пытаясь восстановить в памяти детали одного путешествия, я признаю её правоту: что было, а чего и вовсе не было — вспомнить не могу, а что осталось в глубине души — забыть не в силах.

Шли последние дни уходящего 1991 года. Нас было немного: матушка Надежда (игуменья Покровского Александро-Невского женского монастыря в Колывани, ныне — недавно отошедшая ко Господу схиигумения Нина. «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы, братие и сестры наша, приснопоминаемии!»), её верная помощница матушка Мария, будущие насельницы монастыря, а пока просто милые и светлые молодые женщины, ну и я — юная, любознательная, как всегда живущая только одним днём. Все мы тем поздним декабрьским вечером стояли на железнодорожном вокзале Екатеринбурга в ожидании своего поезда.

– Этот поезд вообще существует?! Спать хочется, да и зябко что-то… — поскуливала я.

– Матушка Надежда, нужно было Аннушку вообще с собой не брать! Вот Ирина тоже слабенькая, а ни одной жалобы, — сокрушалась красивая и статная матушка Мария (Некряч), ни одним вздохом не выказывая свою собственную усталость.

Матушка Надежда (а в то время ей было столько же лет, что и мне сейчас) обычно была для всех нас опорой и примирительницей, она напомнила, что ожидание было заранее запланировано, а сейчас мы будем держать путь к святыням, не поклониться которым, будучи в Екатеринбурге, просто нельзя. И вот мы идём по заснеженным улицам. Наша цель — место расстрела семьи Николая II. Я тогда ещё не знала, что 23 сентября 1977 года Ипатьевский дом в Свердловске, где была казнена царская семья, сравняли с землёй. Распоряжение исполнил первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин. «Сопротивляться было невозможно. Не выполнить постановление Политбюро? Собрали технику и за одну ночь разрушили. В случае отказа я остался бы без работы, а новый секретарь обкома всё равно бы выполнил приказ», — скажет потом Ельцин. А тогда мы пришли к огромному металлическому (или деревянному… не помню) кресту, водружённому на стилизованной Голгофе из камней. Недалеко стоял памятник с фигурами знаменосцев (памятник комсомолу Урала). Несмотря на позднее время, у креста были люди. Мужчина средних лет, раздавший нам свечи, поведал, что крест неоднократно спиливали, но люди ставили новый. Я тогда ещё не осознавала, на каком месте мне довелось побывать, не ведала я и того, что дочь моя будет названа в честь Анастасии Романовой и крещение примет 17 июля, в день памяти страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Я не ведала и не понимала, что у Бога всё промыслительно! Тогда мне хотелось побыстрее сесть в поезд и задремать под стук колёс в теплом вагоне. Но наше путешествие по ночному Екатеринбургу ещё не закончилось.

Уже не помню, как мы оказались в храме Всемилостивого Спаса, в котором были мощи праведного Симеона Верхотурского (это был самый первый храм Екатеринбурга, возвращённый епархии после периода советского богоборчества). Я не знала ничего о святом Симеоне, но мне очень хочется сейчас сказать несколько слов о том, чьё имя вписано в сонм Сибирских святых. Я воспользуюсь уже готовыми текстами, авторство которых не указано.

О Симеоне Верхотурском (1607–1642) неизвестно почти ничего. Кто его родители? Где учился? Была ли у него семья — жена, дети? Мы знаем, что родился он в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км к востоку от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл большую часть жизни. Богу неугодно было, чтобы люди забыли о прозорливом целителе, который всю жизнь скрывал свое происхождение от людей, предпочитая тайно нести добро и помощь. Так, как сказано в Священном Писании: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4). И вот в 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нём стали видны его останки. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном.

А теперь я отсылаю читателей к статье на сайте Православие.Ru «Экспонат №12125, или Вернувшийся святой» https://pravoslavie.ru/121363.html Непременно почитайте! Это рассказ о тщетности воли человеческой, если на то не будет Божьей воли. Далее детали о моём паломничестве к мощам Симеона Верхотурского совсем запылились в кладовых памяти, и о нём я вспомнила сегодня, потому что 23 июня — Собор Сибирских святых. 

Как-то на канале «Спас» я услышала, что термин «Все святые» охватывает как канонизированных, так и не известных человечеству угодников Божиих. Итак, о самом празднике можно узнать следующее. В 1983 года епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) подал рапорт Патриарху Пимену с просьбой учредить день празднования Собора Сибирских святых. 1 октября 1983 года Патриарх наложил резолюцию: «Согласен. Да благословит Господь сие начинание». Благословение, однако, относилось к учреждению дня празднования Собора, а не к именам из списка, составленного келейницей епископа Максима монахиней Евгенией (Волощук), куда она внесла, надо полагать по неведению, множество имён неканонизованных усопших. В 1985 году редакция Издательства Московской Патриархии, работая с этим списком имен, охарактеризовала его как не готовившийся к публикации в календаре, по которому работа по его проверке и уточнению не проводилась. Празднование совершается ежегодно 23 июня по новому стилю, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715 гг.). 

 

Вот отрывок из сборника «Краткие сказания о начале православного просвещения Сибири, Абалацкой иконе Божией Матери и о Святых в земле Сибирской Просиявших» составленного протоиереем Борисом Пивоваровым: «С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утверждённой в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший стольный град Сибири Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры». 

Вот имена:

 мч. Василий Мангазейский († 1600, память 22 марта, 23 марта, 10 мая)

 прав. Симеон Верхотурский († 1642, память 12 мая, 12 сентября, 18 декабря)

 свт. Нектарий (Теляшин), архиеп. Тобольский († 1667)

 свт. Симеон (Молюков), митр. Смоленский († 1699, память 4 января)

 блж. Иоанн Верхотурский († 1701, память 16 апреля)

 блж. Косма Верхотурский († 1706)

 свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский († 1709, память 21 сентября, 28 октября)

 свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715, память 10 июня)

 свт. Филофей, в схиме Феодор (Лещинский), митр. Тобольский († 1727, память 31 мая)

 свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский († 1731, память 9 февраля, 26 ноября)

 свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский († 1740)

 свт. Павел (Конюскевич), митр. Тобольский († 1770, память 4 ноября)

 свт. Софроний (Кристалевский), еп. Иркутский († 1771, память 13 марта, 30 июня)

 прп. Синесий (Иванов), схиархим. († 1787, память 10 мая)

 свт. Варлаам (Петров), архиеп. Тобольский († 1802, память 27 декабря)

 прп. Андрей Рафаиловский, Тобольский, игум. († 1820, память 14 мая)

 прав. Петр Томский, отрок († нач. XIX в./1820, память 4 марта)

 прп. Герман Аляскинский, монах († 1837, память 27 июля, 13 декабря)

 свт. Мелетий (Леонтович), архиеп. Харьковский († 1840, память 12 февраля)

 прав. Даниил Ачинский († 1843, память 16 апреля, 16 декабря)

 прп. Варлаам Чикойский, пустынник († 1846, память 23 января, 8 августа, 5 октября)

 прп. Макарий (Глухарев), архим. († 1847, память 18 мая)

 прп. Мисаил Абалакский, иером. († 1852, память 17 декабря)

 свт. Филарет, в схиме Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский († 1857, память 21 декабря)

 прав. Феодор Томский († 1864, память 20 января, 22 июня)

 блж. Домна Томская, старица († 1872, память 16 октября)

 прав. Стефан Омский, прот. († 1876, память 30 июня)

 свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879, память 31 марта, 23 сентября)

 свт. Герасим (Добросердов), еп. Астраханский († 1880, память 24 июня)

 свт. Мелетий (Якимов), еп. Рязанский († 1900, память 14 января)

 прп. Арефа (Катаргин), Верхотурский, архим. († 1903, память 15 мая)

 сщмч. Иннокентий Кикин, свящ. († 1937, память 13 октября).

Тропарь Собору Сибирских святых, глас 3

Церкве Христовы светильницы,/ всея России украшение,/ святии вси, в земли Сибирстей просиявши,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Анна Бодунова

P.S. 1 мая 2025 года отошла ко Господу матушка Надежда… Моя прошлая статья была об Иоанне Кронштадтском, и я тогда даже не помышляла о том, о чём буду писать в статье, посвящённой Собору Сибирских Святых. И следующие строки рождаются непосредственно сейчас. Однажды святой Иоанн Кронштадтский, указав в толпе возле храма на мать будущего схиархимандрита Софрония (Сахарова), сказал: «Это человек праведный». 

 

В 2019 году схиархимандрит Софроний был прославлен в лике преподобных. А в 1990-е годы в монастыре Святого Иоанна Крестителя в британском Эссексе схиархимандрит Симеон благословил будущую преемницу матушки Надежды (Ерёминой), а ныне игуменью Покровского Александро-Невского женского монастыря в Колывани, на монашество. Сама матушка Мария (Гурвич) так рассказывает об этом: «А дальше так получилось, что некоторое время ни он, ни другие другие отцы в монастыре не отвечали на вопрос — куда же мне отправиться. Монастырей на Родине я не знала, возрождение их только начиналось. Ответ, тоже не сразу, я получила от самого старца схиархимандрита Софрония (Сахарова). Мне принесли фотографию Колыванского храма со словами: «Вот, Вас старец благословил ехать туда». Откуда у старца оказалась эта фотография, как вообще всё это сложилось — необъяснимо ничем, кроме как промыслом Божиим и милостью Царицы Небесной». 

 

В Англии до пострига матушка Мария училась работать с людьми с ментальными особенностями. И сейчас я склоняюсь над клавиатурой в своём кабинете в Центре абилитации детей «Святитель Лука», а матушка Мария присылает мне сообщения, которые удивительным образом дают ответы на мои неозвученные вопросы, рождённые в глубине души.

Бог ведёт меня за руку… Меня, вас, всех нас Бог ведёт по пути спасения! А тогда, в далеком 1991 году мне это было неведомо, я просто хотела согреться и выспаться… Возможно, и вам сейчас больно и горько, но Господь всегда с нами, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.