Больше фото

Что такое социальная адаптация подростков, и какую роль в ней играют родители, рассказывает Наталья Юрьевна Киселева, поведенческий аналитик Школьного отделения Центра абилитации детей «Святитель Лука».

Социальная адаптация — это процесс, в котором каждый конкретный человек приспосабливается к новой социальной среде, к новому обществу, культуре. За свою жизнь человек проходит не одну адаптацию: это и поступление в детский сад, школу, смена работы, переезды, смена семейного положения и др. Показателем успешной адаптации как раз и является освоение принятых правил и норм для конкретной среды, группы, а также включенность в эту среду или группу.
Социальная адаптация помогает улучшить коммуникацию, активно участвовать и развиваться в социальной среде, принимать себя как личность в обществе, не испытывая при этом эмоционального дискомфорта.
В противовес социальной адаптации имеет место социальная дезадаптация, или расстройство адаптации, когда нарушены нормальные отношения с обществом, с окружающими людьми, возникают трудности в общении и взаимодействии. И взрослому. и ребенку с социальной дезадаптацией необходимо оказывать помощь, поддержку для улучшения качества жизни, особенно это касается людей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того необходимо учитывать три уровня социальной адаптации: социальная адаптация личности в обществе (макросреда: человек и общество), социальная адаптация личности в группе (микросреда: либо человек осваивается и соответствует интересам своей социальной группы (например, семьи, друзей, коллег), либо его интересы отличаются) и индивидуальный уровень, где человек стремится достичь эмоционального баланса.

Какие варианты социальной адаптации есть
Адаптация — сложное многофакторное явление, которое имеет свои собственные механизмы и потому в разрезе разных отраслей науки определяются и виды адаптации: биологической, физиологической, психической, психофизиологической, психологической, социальной, социально-психологической, педагогической, дидактической, профессиональной и др.
Еще один из вариантов разделения социальной адаптации на виды связан с адаптированностью в сфере трудовых отношений; личностно-бытовой сфере; культурно-досуговой сфере. Исходя из этого выделяют производственную, бытовую и досуговую адаптацию.
В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости от того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению): от низкого уровня до высокого и даже избыточного.
Один из самых доступных вариантов адаптации – это групповые занятия, игры, мероприятия и т.д. В малой группе, особенно если состав ее участников длительно не меняется, процесс адаптации проходит быстрее и более успешно, а значит полученный положительный опыт поможет каждому участнику такой группы проходит дальнейшую социальную адаптацию в новых средах успешно.

Возможна ли адаптация без родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают трудности в ходе социальной адаптации, личностного и профессионального самоопределения. Из-за отсутствия примера они не в состоянии правильно сформировать представление о своей дальнейшей семейной жизни и жизни в целом. У таких детей повышенная ситуативность, недостаточная сформированность картины мира, проявляются затруднения в принятии решений задач, которые не связаны с практическими действиями и требуют мыслительных операций. Таким детям приходится самостоятельно вырабатывать стратегию социальной адаптации, так как нет возможности опираться на опыт родителей.

Правила социальной адаптации
Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус человека в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение человека в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.
Для того, чтобы благоприятно пройти период социальной адаптации необходимо следовать следующим правилам:

  • установить контакты (общие интересы, темы),
  • проявить терпение и уважение (не навязывать свое мнение, когда речь идет о культурных традициях),
  • изучить традиции новой среды, правил взаимодействия в ней и при этом сохранить свои интересы, так как это укрепляет самооценку.
    Для взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья на каждом этапе адаптации требуется помощь, внимание, поддержка, так как для них этот процесс протекает более длительно и остро.

Какова роль родителя в социальной адаптации
Семья — это основополагающий фактор успешной социальной адаптации. Развитие ребенка, формирование его личности, представлений об общественной «роли» зависит от психологического комфорта, который является результатом адекватного взаимоотношения в семье и педагогической культуры родителей. Именно личностные особенности родителей в психотравмирующей ситуации могут препятствовать установлению гармоничного контакта ребёнка с окружающими. Семья несёт ответственность за поведение ребёнка в обществе, в различных сферах деятельности, осуществляет его психологическую защиту, постепенно обучая социальному опыту, вводит в общество.

Рекомендации родителям по социальной адаптации
В качестве рекомендаций для родителей по успешной адаптации ребенка можно предложить ряд нехитрых способов таких как, совместное времяпрепровождение (совместные праздники, семейные традиции, ритуалы, обсуждения, просто общение на интересные темы и т.д.); доверительные отношения (появление возможности у ребенка самостоятельных действий); привлечение ребенка к труду, заботе о домашних; сюжетно-ролевые и подвижные игры и др.

Социальная адаптация – это процесс, который требует много времени и усилий, но благоприятно прошедшая адаптация даст возможность наслаждаться новым опытом, получать удовольствие от новых знакомств и расширять кругозор. Важно помнить, что каждый человек уникален и его опыт адаптации будет индивидуальным. Однако, эффективные стратегии, такие как позитивный настрой, активное общение и развитие новых навыков, помогут успешно пройти через этот этап и создать новую комфортную жизнь в новом социальном окружении.