Три недели назад Женя Кочетков, с которым, дорогие читатели, вас недавно познакомили, был на занятии с папой. Женин папа задавал мне вопросы (тогда разговор шел о Пантелеимоне Целителе и его святой кончине), его интересовало, где и кем конкретно описаны излагаемые мною факты. Увы, я не была готова дать ответ, ведь мои знания основаны на вере, что есть рассудочное признание истины. В этой статье будет опубликован небольшой список источников, в которых упоминается о величайшем событии Успения Пресвятой Богородицы. Но сначала несколько слов о самом Празднике, который благоговейно отмечает весь Православный мир.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.
Подле Креста, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа, стояли Дева Мария и апостол Иоанн…Наш Спаситель, страдая за всё человечество, «увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом, говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин.19.26-27). Тогда на Кресте Иисус произнёс семь фраз, которые остались в памяти человечества как «Семь последних слов Христа». Не смогу не отвлечься от главной темы повествования, чтобы посоветовать посмотреть документальный фильм 2017 года Студии Неофит (автор и ведущий митрополит Иларион (Алфеев)) «Гайдн. Семь слов Спасителя на Кресте». Итак, Дева Мария провела земные годы в доме Иоанна Богослова. Когда же срок Её земной жизни истекал, во время молитвы явился Богоматери Архангел Гавриил и сказал, что через три дня она встретится с Сыном. Дева Мария была рада такому известию, но Она очень хотела попрощаться с учениками Христа. Чудесным образом они все оказались в день Её успения подле одра. Сам Господь принял душу Богородицы! Мы видим на иконе Успения как Христос держит младенца на руках, нам привычнее видеть Божию Матерь с младенцем, но Успенский образ дает нам представление о том, как в руки Господа передается душа.
Успение Царицы Небесной и тогда, и сейчас (в Праздничном Богослужении) является светлым и торжественным! Заметьте, что слово усопший значит уснувший, а не умерший. После погребения в Гефсимании, апостолы три дня молились возле пещеры с телом Царицы Небесной, в это время прибыл апостол Фома, который сокрушался, что не попрощался с Богородицей. Проникшись его печалью, апостолы отвалили камень, чтобы пустить Фому в гробницу, но в ней были только погребальные пелены. Богородица была взята на Небо!
А сейчас обещанные исторические источники для пытливых умов (что есть очень хорошо и похвально на самом деле!), в которых упоминается об Успении Царицы Небесной: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», «Слово Иерусалимского патриарха Модеста», слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина.
Для верующего человека не возникает сомнений, что есть другая жизнь за пределами видимого мира, после своего успения мы все воскреснем до Второго пришествия Христа и Страшного Суда. А пока, согласно прологу к Евергетидскому типикону (книга для священников о проведении Богослужений) «Успение должно праздноваться у вас светло,- светло и торжественно, ибо это праздников праздник и торжество торжеств!».
Анна Бодунова.