Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена. (А. Блок)
Так уж сложилось, что, рассуждая об отражении праздника Рождества Христова, в русской литературе, первым делом вспоминается «Ночь перед Рождеством» Гоголя:
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты»… Николаю Васильевичу удалось талантливо сплести воедино все элементы несерьезного жанра святочного рассказа и создать чарующее произведение на века.
Многие писатели и поэты так или иначе обращались в своем творчестве к этой теме. Вспомним эпизод с гаданием и страшным сном Татьяны в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, который коротко и точно передал настроение Рождества: «…то-то радость!» или празднование святок в «Войне и мире» Л.Н.Толстого
И все же главный акцент в святочных рассказах придается ценности христианской нравственности и имеет назидательный характер. Обычно, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои переживают события, позволяющие им духовно переродиться. В финале истории обязательно следует мораль — то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Существуют произведения, которые читаются уже многими поколениями. Например, рассказы Ф. М. Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), А.И. Куприна («Бедный принц»), М.М. Зощенко («Елка»), Н.С. Лескова («Зверь», «Неразменный рубль») и др.
В поэзии И.А. Бунина («Вечерний ангел»), Б. Л. Пастернака («Рождественская звезда»), А. Фета («Ночь тиха»), Саши Черного («Рождественское»), И. А. Бродского («Рождество») и многих-многих других поэтов отражены переживания, рожденные святым праздником.
В годы советской власти святочные рассказы переродились в жанр новогодних сказок, стараясь сохранить дух волшебства, радостного предчувствия чуда, семейных и нравственных ценностей. Атмосфера праздника и карнавала воссоздана в детских произведениях Н.Н. Носова, Д.Ю. Драгунского, А.П. Гайдара, А.Н. Толстого и др.
В современной русской литературе рождественский и новогодний жанры продолжают свое развитие. Можно найти тексты, напрямую не связанные с праздником Рождества Христова, но передающие его особый смысл. Нужно ли говорить, что рождественские семейные чтения остаются частью праздничного досуга и создают нужное настроение.
Несмотря на всё разнообразие святочных историй, они учат и призывают нас к любви и милосердию, к тому, что человек должен быть готов поделиться частичкой своего душевного тепла с другими и тогда может произойти Рождественское Чудо.
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
(М.Ю.Лермонтов)