Задание № 1.
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.
Оборудование: таз с водой, маленькие предметы.
Ход игры:
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование с ребенком: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами (рис.1).
Цель. Обучение определения направления звука. Развитие направленности слухового внимания.
Оборудование: звоночек.
Краткое описание:
Взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам звонит в колокольчик или стучит. Затем просит ребенка показать направление, откуда доносится звук.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы малыш во время игры не открывал глаза. Звонить надо не очень громко.
3.«Волшебный мешочек»
Цель: Развитие и активизация речи ребенка.
Оборудование: мешочек, игрушки, различные объемные предметы.
В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытащил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори» (рис.2)
Задание № 2.
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.
Оборудование: разноцветные свечки.
Краткое описание:
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ребенком. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: игрушки животных.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Взрослый уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а ребенок угадывает, кто это.
Задание № 3.
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом.
Оборудование: Цветок, вертушка, мыльные пузыри и др.
Сделали спокойный вдох через нос, затем спокойный длинный плавный выдох через рот. Дуем на цветочек. Аналогично можно дуть на одуванчики, мыльные пузыри и др.
Цель: Развитие понимания речи.
Оборудование: картинки, фотографии с изображением знакомых ребенку предметов, игрушек, членов семьи, домашних питомцев, других животных.
Краткое описание:
Ребенка знакомят с картинками и их названиями. Используются картинки/фотографии Подписи к картинкам к картинкам и таблички на данном этапе не используются.
Задание № 4.
Цель: Соотнесение слов с картинками.
Оборудование: картинки, слова к картинкам.
Ребенка знакомят с двумя видами карточек: карточки с картинками и карточки с написанными словами. Взрослый читает слово и подкладывает карточку со словом к картинке.
Предлагает сделать это ребенку. То есть, ребенок учится подбирать пары: картинка — слово.
Если ребенок различает карточки со словами и подкладывает их к картинкам, можно закрепить соотнесение следующим образом:
Картинки раскладываются на столе вниз изображением и вверх надписью.
Например, используются три картинки: мяч, машина, кошка.
Взрослый просит показать, «где мяч?» Ребенок, ориентируясь на слово, находит и переворачивает картинку изображением вверх.
Рисунок «мяч» подтверждает правильность выполнения. Это похоже на игру «мэмори», но карточку ребенок находит не по памяти, а соотнося услышанное слово с написанным.
Дополнительные упражнения для узнавания и различения карточек со словами:
Ребенка учат ориентироваться в карточках со словами, то есть находить ее по слову и находить к ней парную карточку. Например, найти карточке со словом «дом» карточку с таким же словом.
Задание № 5.
Цель. Определение действия по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Оборудование: предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание:
Взрослый показывает ребенку приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Ребенок смотрит и слушает. Потом взрослый убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а ребенок по звуку угадывают, что он делает.
Цель: Соотнесение фразы с картинкой.
Оборудование: простые сюжетные картинки, таблички со словами.
Краткое описание:
Ребенку предлагают простую сюжетную картинку, например, «мишка спит». Перед ребенком также лежат таблички со словами, например: мишка, кукла, спит, ест и т.д.
Взрослый задает вопросы: кто это?
Ребенок: мишка.
Взрослый. Где написано «мишка»?
Ребенок находит табличку и кладет под картинку.
Взрослый: что мишка делает?
Ребенок: спит. Находит табличку и кладет под картинкой
Далее прочитывается вся фраза: «мишка спит»
Далее фразы увеличиваются до трех и более слов, например: мишка ест кашу.
Задание № 6.
Цель: Формирование умения пользоваться тихим голосом.
Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Взрослый ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. Нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Спрашиваем ребенка какую игрушку надо убрать в коробку».
Методические указания. Следить, чтобы ребенок говорил тихо, но не шепотом.
Цель: Развитие простой фразовой речи.
Оборудование: карточки с предметами, карты для лото.
Краткое описание: Взрослый дает большую карту. Маленькие карточки лежат в коробке или выкладываются топкой картинками вниз. Взрослый берет по одной карточке, показывает ребенку. Ребенок говорит, что нарисовано на карточке. Затем подбирают к существительному глагол, например: «Пчела летит».
Задание № 7.
Цель: Учить ребенка менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Оборудование: парные игрушки разных размеров или аналогичные карточки: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Ребенок громко произносят: «би-би». Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Ребенок тихо произносит: «би-би». Взрослый убирает обе машины и говорит: «Сейчас будь внимателен. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний ребенок не переходил на шепот.
Задание № 8.
Цель: Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Оборудование: игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову.
Краткое описание:
Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах ребенок активно использовал звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-муррр!
Пугаю кур.
Ам-ам!
Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-у!
Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать ребенку соответствующие игрушки.
Цель: Обучение ребенка на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
Оборудование: картинка, на которой изображена вьюга.
Краткое описание:
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. По сигналу взрослого «вьюга начинается» ребенок тихо говорит: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорит: «ууу…»; по сигналу «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкает.
Методические указания. Желательно, чтобы ребенок на одном выдохе произносил звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.
Задание № 9
Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Оборудование: картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Краткое описание:
Взрослый начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Ребенок воспроизводит образец ведущего.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
Затем взрослый достает котенка, птицу, птенчика, а ребенок подражает их голосу.
Методические указания. Следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
Задание № 10.
Цель: Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать ребенка произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование: игрушки: большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Краткое описание:
Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах были звукоподражания, которые в нем даны.
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
— Теперь ты, петушок, пой!
— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.
— Ты спой, Мурка!
— Мяу, мяу, — спела кошка.
— Твоя очередь, уточка!
— Кря-кря-кря, — затянула утка.
— И ты. Мишка!
— Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.
— Ты, лягушка, спой!
— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.
— А ты, кукла, что споешь?
— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические указания. Взрослому следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Цель. Учить выполнять действия согласно темпу звучания бубна.
Оборудование: 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание:
Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Взрослый медленно стучит в бубен, а ребенок ходит как цапля.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно то ходит как цапля, то прыгает как воробей.
Полезные статьи:
Стоит ли отдавать детей именно в православную школу?
Преображение Господа Бога
О Пророке Илие: «Бог мой Господь»
Дважды святая
День Святой Троицы
«Когда ребенок-аутист участвует в Евхаристии, Христос становится его врачом»
Вознесение Господне
День славянской письменности и культуры
Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему
День перенесения святых мощей братьев Бориса и Глеба